You are here

Что такое синдром Аспергера?

Синдром Аспергера является одной из форм аутизма, которая представляет собой пожизненную дисфункцию, сказывающуюся на том, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и относится к другим людям. Аутизм часто описывается как "спектр расстройств", поскольку это состояние затрагивает людей по-разному и в различной степени.

Синдром Аспергера является в основном "скрытой дисфункцией". Это означает, что нельзя по внешнему виду определить наличие у кого-либо синдрома Аспергера. Люди с данным расстройством испытывают трудности в трех основных областях. К ним относятся:

  • социальная коммуникация
  • социальное взаимодействие
  • социальное воображение

Их часто называют "триадой нарушений", более подробное описание представлено ниже.

Когда мы встречаем людей, мы, как правило, можем сформировать свое мнение о них. По их выражению лица, тону голоса и языка тела мы можем сказать, счастливы ли они, сердиты или печальны, и реагируем соответствующим образом.

Людям с синдромом Аспергера труднее интерпретировать знаки, такие как интонация, мимика, жесты, которые большинство людей воспринимают как должное. Это означает, что им сложнее общаться и взаимодействовать с другими людьми, что может привести их к сильной тревоге, беспокойству и растерянности.
Хотя есть некоторые сходства с классическим аутизмом, в отличие от него у людей с синдромом Аспергера менее выражены проблемы с речью, и часто они имеют средний или выше среднего интеллект. У них обычно нет сопутствующей неспособности к обучению, связанной с аутизмом, но они все же могут иметь некоторые затруднения в обучении. К ним может относиться дислексия, апраксия (диспраксия), или другие расстройства, такие как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и эпилепсия.

При правильной поддержке и стимулировании люди с синдромом Аспергера могут вести полную и независимую жизнь.

Три основные трудности
Характерные черты синдрома Аспергера варьируются от одного лица к другому, но, как правило, подразделяются на три основные группы.

Трудности с социальной коммуникацией
Людям с синдромом Аспергера иногда трудно выражать себя эмоционально и социально. Например:

  • они испытывают трудности в понимании жестов, выражения лица или тона голоса
  • им трудно определять, когда следует начинать или завершать разговор, а также выбирать тему для разговора
  • они используют сложные слова и фразы, но не понимают в полной мере, что они означают
  • они могут быть очень буквальными, и им трудно понимать шутки, анекдоты, метафоры и сарказм.

Чтобы помочь человеку с синдромом Аспергера лучше понять вас, постарайтесь быть четкими и лаконичными.

Трудности с социальным взаимодействием
Многие люди с синдромом Аспергера хотят быть общительными, но сталкиваются с трудностями в инициировании и поддержании социальных взаимоотношений, которые могут вызвать у них сильную тревогу и волнение. Люди с этим расстройством могут:

  • с трудом создавать и поддерживать дружеские отношения
  • не понимать неписаные "социальные нормы", которые большинство из нас воспринимают, не задумываясь. Например, они могут стоять слишком близко к другому человеку, или начать неуместную тему разговора
  • считать других людей непредсказуемыми и приводящими в замешательство
  • становиться замкнутыми и производить впечатление безразличия и равнодушия к другим людям, казаться с виду почти отчужденными
  • вести себя так, что со стороны это может выглядеть некорректно

Трудности с социальным воображением
Люди с синдромом Аспергера могут обладать богатым воображением в обычном понимании этого слова. Например, многие из них становятся писателями, художниками и музыкантами. Но у людей с синдромом Аспергера могут быть трудности с социальным воображением. Например:

  • трудности в представлении альтернативных результатов ситуаций и предсказывании, что в дальнейшем может произойти
  • трудности в понимании и представлении точки зрения других людей
  • трудности в интерпретации мыслей, чувств и действий других людей. Едва заметные послания, которые передаются через мимику и язык тела, часто оказываются упущенными
  • наличие ограниченной творческой деятельности, которая может быть строго последовательной и повторяющейся

Некоторые дети с синдромом Аспергера могут испытывать трудности в играх, в которых нужно притворяться, изображать из себя кого-либо. Они могут предпочитать занятия, основанные на логике и системности, такие как математика.

Другие отличительные признаки синдрома Аспергера
Любовь к определенному порядку
Пытаясь сделать мир менее беспорядочным и запутанным, люди с синдром Аспергера могут устанавливать правила и распорядки, на которых они настаивают. Маленькие дети, например, могут настаивать на том, чтобы всегда ходить по одной и той же дороге в школу. В классе их приводит в расстройство внезапное изменение в расписании. Люди с синдромом Аспергера часто предпочитают выстраивать свой распорядок дня в соответствии с определенным шаблоном. Например, если они работают в определенные часы, неожиданные задержки на работу или с работы могут привести их к тревоге, волнению или расстройству.

Особая увлеченность
Люди с синдромом Аспергера могут проявлять сильный, иногда одержимый, интерес к хобби или коллекционированию. Иногда эти интересы сохраняются на протяжении всей жизни, в других случаях, один интерес сменяется несвязанным интересом. Например, человек с синдромом Аспергера может сосредоточиться на изучении всего, что нужно знать о поездах или компьютерах. Некоторые из них обладают исключительными знаниями в выбранной ими области деятельности. При наличии стимула интересы и навыки могут быть так развиты, что люди с синдромом Аспергера могут учиться или работать в кругу своих любимых дел.

Сенсорные трудности
У людей с синдромом Аспергера могут быть сенсорные трудности. Они могут проявляться в одном или во всех видах ощущений (зрение, слух, обоняние, осязание или вкус). Степень трудности варьируется от одного человека к другому. Чаще всего чувства человека либо усилены (сверхчувствительны) либо слаборазвиты (малочувствительны). Например, яркий свет, громкие звуки, непреодолимые запахи, специфическая структура пищи и поверхность определенных материалов могут быть причиной тревоги и боли для людей с синдромом Аспергера.
Людям с сенсорной чувствительностью также труднее использовать систему восприятия своего тела в окружающей обстановке. Эта система сообщает нам, где находятся наши тела. Таким образом, тем, у кого ослаблено восприятие тела, сложнее перемещаться между комнатами, избегать препятствия, стоять на соответствующем расстоянии от других людей и выполнять задачи, связанные с тонкой моторикой, такие как завязывание шнурков. Некоторые люди с синдромом Аспергера могут раскачиваться или кружиться, чтобы удерживать равновесие или чтобы лучше справится со стрессом.

Кто страдает синдромом Аспергера?
В Великобритании более полумиллиона человек с расстройством аутистичекого спектра – это примерно каждый сотый человек (около 1% населения). Люди с синдромом Аспергера могут быть любых национальностей, культур, социального происхождения и вероисповедания. Вместе с тем, как правило, это расстройство чаще встречается у мужчин, чем у женщин; причина этого неизвестна.

Причины и лечение
Каковы причины синдрома Аспергера?
Точная причина синдрома Аспергера все еще изучается. Тем не менее, исследования показывают, что сочетание факторов – генетического и экологического – могут вызывать изменения в развитии мозга.
Синдром Аспергера не является результатом воспитания людей, их социальных обстоятельств, и не по вине самого человека с данным расстройством.

Можно ли вылечить?
В настоящее время для синдрома Аспергера нет никакого лекарства и никакого специального лечения. Дети с синдромом Аспергера становятся взрослыми с синдромом Аспергера. Однако, поскольку понимание этого расстройства улучшается, и оказываемые сервисы продолжают развиваться, люди с синдромом Аспергера имеют больше возможностей реализовать свой потенциал.
Есть несколько подходов, методов лечения и мер, которые могут улучшить качество жизни человека. Например, это могут быть методы, основанные на развитии коммуникации, поведенческой терапии и изменении рациона питания.

Представленный выше материал — перевод текста "What is Asperger syndrome?"

Комментарии

Майя, Вам нужно срочно обратиться к хорошему психотерапевту. Вам лично. http://spb.napopravku.ru/doctors/martsinkevich-natalya-evgenevna. Если у вашего сына синдром Аспергера, то это не диагноз, а особенность личности, и он вполне может работать и сам обслуживать себя. Ему уже 29! А вы должны его отпустить в большое плавание, и начать проживать свою собственную личную жизнь.

У моего молодого человека брат страдает данным синдромом. Мы недавно начали встречаться и он сразу мне рассказал про это. Мой МЧ настроен на серьёзные отношения, но и он и я боимся, что данный синдром передаётся по наследству

Извините, но вот это вот "боимся, что передается по наследству" звучит унизительно. Еще раз - это НЕ болезнь. Аспи НЕ ущербные.

Здравствуйте. Не может ли СА быть связан с особенностями психического состояния матери во время беременности? Например, с возникновением депрессии в этот период.

Подскажите, пожалуйста, аспергик ли я? О синдроме прочитала только на днях и сильно заинтересовалась, т.к. всю жизнь считаю себя странной но не могу объяснить причину. В детстве ненавидила сад, потому что ни с кем из детей необщалась, было неинтересно, все игры казались тупыми, могла часами сидеть над раскраской или паззлом, просто ненавидела и ненавижу командные виды спорта и игры. Всегда была себе на уме, не слушала других, если мне не казалось это правильным. За непослушание и в саду и дома ставили в угол, но для меня это не было наказанием, потому что я наконец оказывалась в мире своих мыслей и фантазий, ни одна книга не была так интересна, даже узор на обоях могла рассматривать часами, задавая себе вопросы и сама себе на них отвечая. Так до сих пор, могу проводить часы в одиночестве, без книг,без музыки и проч, просто думая обо всём на свете. Живу в мире своих фантазий, разговариваю про себя сама с собой и т.д. никогда не могла заговорить с человеком, даже со знакомым, всегда это стресс для меня, готовлюсь к этому, как к экзамену, но иногда так и не могу вымолвить слово, очень злюсь сама на себя, в такие моменты ненавижу себя и даже не хочу жить. Не беру трубку, когда звонят, могу ответить только бдизким людям, это страшное вторжение в мое пространство, но при этом не замечаю, что нужно другим. Когда мне не нравится человек, я могу посреди разговора развернуться и уйти, потому что мне невыносимо, хочу сбежать, естественно, другие считают, что это просто плохое воспитание, хотя росла я в нормальной семье, есть брат, у которого таких проблем и отдаленно нет. Даже сейчас в 23 года репетирую речь перед тем, как постучать в дверь или спросить что-то. Только годам к 15 усвоила что при встрече с людьми надо здороваться, чуть позже, что надо поинтересоваться, как дела. Что до сенсорики- есть вещи, которые у меня вызывают физическую боль, например, потрогать руками хлопковую ткань, из-за этого ненавидила шить на труде в школе, не могу есть шоколадку н улице или томатный сок пить, потому что смешиваясь с воздухом, получается ужасный вкус, звук громкого смеха вызывает головную боль, но например, звук пожарной сигнализации меня не раздражает. Раньше пыталась объяснить это людям, но мне говорили, что я выдумщица. С первого класса все что у меня не получалось, вызывало гнев, я рвала учебники и тетради, не могла понять простые задания, но со сложными справлялась. Даже сейчас мне доставляет физическое удовольствие решить ребус или сложную задачу. У меня высокий интеллект, но школу я прогуливала, мне казалось, что 5 дней в неделю в обществе это слишком много. Потом пошла в училище, была та же ситуация, постоянные прогулы, но благодарю пркподавателей, которые прощали мне это за интеллект, в итоге красный диплом, участвовала во всех конкурсах и олимпиадах, хотя в школе меня считали тупой. В школе, увлечась музыкой, самостоятельно научилась играть на 3 муз инструментах. Но вот с математикой до сих пор проблемы, зная алгоритм решения уравнения, например, не могу его решить правильно много раз подряд, и много раз подряд выходят разные ответы. После училища пошла работать медсестрой на участок, каждый дееь общение с людьми, которые просто высасывали из меня все силы, началась депрессия даже с физическими проявлениями, перевелась работать в процедурный кабинет, где надо было говорить только набор фраз, хотя знания у меня хорошие. Поступилп в универ, там была та же ситуация с прогулами, из-за этого училась на 3-ки хотя была лучшей в группе, решала задачи повышенной сложности, но посещаемость была важной составляющей оценки. Ещё была проблема, не могла сдавать экзамен в определенные даты, не могла этого объяснить, просто была апатия и не хотела ни с кем говорить или выходить из дома. Я вообще не понимаю намёков, не могла участвовать в детских играх и дети мне делали замечание почему я не выполняю ту или иную роль, а я не могла до этого догадаться. До сих пор забываю что в ответ на улыбку надо улыбнуться, все правила этикета для меня это просто квантовая физика. Переехала в другую страну, мне овень сложно жить в России. Раньше думала, что это просто такой характер. Ещё у меня бывают вспышки гнева когда кто-то говорит что я не хочу слышать или нарушается привычный порядок (кто-то взял вещь и не положил на место), когда злюсь, себя не контролирую, могу бить посуду, технику, кричать. В ссоре если меня задеть могу сказать очень плохие вещи, но после гнева и ссор об этом сожалею, но сопротивляться не могу. Познакомилась с молодым человеком, он стал замечать и говорить мне, что я странная и не веду себя как другие девушки. Я не смеюсь если шутка несмешная, никогда не делаю ничего из вежливости, потому что не подозреваю, кто она такая, говорю искренне своё мнение и не стараюсь понравиться, улыбаюсь только когда хочу, говорю что я пойду в туалет и т.д. только сейчас стала понимать, что я нравилась очень многим, я очень привлекательна внешне, но любое общение меня пугало, когда со мной пытались познакомиться, я называла другое имя, другой телефон, или просто убегала, хотя мне очень хочется иметь любимого человека, но нет модели поведения никакой. Могу задать неудобный вопрос. На работе было очень тяжело в коллективе, потому что не могу "считать" информацию, кто чей любимчик, кто кому желает зла, какую информацию можно говорить, а какую нет. Сейчас учусь заграницей в университете, знаю 2 иностранных, для меня это гораздо проще, чем жить в режиме, придуманном за меня, посещение тут необязательно, главное освоить материал. Подскажите, это форма интроверсии иди синдром Аспергера?

Мы стоим на учете у невролога... СДВГ... оч активный, с 10 месяцев падал в обморок, с обмяканием тела, синением лица... на несколько секунд, не часто но каждый год.... в 2,5 года обратились к врачу, ЭЭГ (дневной, ночной), все в норме, эпилепсию не ставили... хотя один раз что-то похожее было... эпиактивность была... в 2,5 года... невролог-эпилептолог поставила диагноз - аффект-распираторные приступы, к 6 годам прошли (пока нету)
Сын пошел рано - в 9,5 месяцев, говорить стал в 2,4 года... но умный не погодам...большей частью в математике: сложение в пределах 10 в 3-4 года, в 3 года бабушке рассказывал, как складывать десятки.... что есть десятки и единицы (посмотрел мульфильм развивающий) информацию впитывал как губка - английский, китайский (по развивающим мультикам)... но математика и цифры, прежде всего... читать начал в 4,5 года, алфавит знал раньше чем стал говорить....но проблемы с коммуникацией - вроде коммуникабельный ребенок, но все тянет на себя, если не по его правилам, то может спокойно начать игру самостоятельно, уйти от группы.... и ему комФОРТНО...
агрессия была в 4,5 года, пошли к неврологу, стали с ним заниматься, но также отправили и к психиатру...
психиатр поговорив с ним (за 15-20 минту общения сын ни разу не присел, и сейчас эта проблема есть, настаивал на получении больших объемных книг - энциклопедий, которые были у нее в кабинете, т.к. там большие цифры..) психиатр поставила диагноз (из-за слишком раннего развития,и из-за того что слишком умный), черты синдрома Аспергера.... я тогда очень переживала, и посчитала что она не имела права такой диагноз ставить, пошла к специалисту другому - человеку который входит в группу по определению детей с синдромом дауна, аутистов... она нам с уверенностью сказала, у сына нет синдрома Аспергера....
я тогда успокоилась....
мы каждую весну-осень пропиваем препараты которые нам прописывает невролог... лечимся постоянно... но читаю характеристики к синдрому Аспергера и некоторые характеристики подходят....
Он с легкостью изучает математику - сейчас ему 6,5 лет, он может переводить см--дм-м-мм, литры в миллилитры, складывает двузначные цифры в уме, изучает умное и деление, решает задачи на сложение-вычитание, умножеение.... и ему это легко, он не заучивает, а именно логически до всего доходит.... читает быстро - 120 слов в минуту, в принципе он успешен во всем... но не может сидеть, чтобы его усадить к школе (опять же ходим к психологу)... но в школе на подготовительных курсах его уже один раз пытались выгнать (он не слушает преподавателя, и преподаватель игнорирует его), в садике такие же проблемы... взрослых он не ставит ни во что, может унизить кого угодно... я уже устала быть с ним на чеку постоянно, ловит на слове...

читаю характеристики к синдрому этому - и некоторые прям про моего сына:((((

"Люди с синдромом Аспергера часто выделяются весьма педантичной манерой разговора, использованием более формального и структурированного языка, чем того заслуживает ситуация. Пятилетний ребенок с этим синдромом может регулярно говорить на языке, который бы подошел университетскому учебнику, особенно в своей области интересов. Язык аспергера, несмотря на старомодные слова и выражения, грамматически правилен". у сына - оч правильная речь, даже слишком

"Координация движений нарушена в большей степени, чем мелкая моторика. Возможны трудности в обучении езде на велосипеде, плаванию, катанию на лыжах и коньках. Подверженные синдрому Аспергера создают впечатление крайне неуклюжих людей. Это особенно заметно в социальных условиях, в окружении многих людей." - сын крайне неуклюж, он еле -еле научился кататься на велосипеде летом 2016 года, плавать научился также только в 2016 году

"Некоторые люди с синдромом Аспергера страдают от разной степени сенсорных перегрузок, и могут быть патологически чувствительными к громким звукам или сильным запахам, или не любить, когда к ним прикасаются — например, некоторые дети с синдромом Аспергера сильно противятся прикосновениям к голове или потревоживанию их волос". - не допускает если я его глажу по животу, и это с детства, по волосам так же не любит...

кстати, улыбаться тоже не может, очень не естественно у него это получается, вымученно...

прочитав все статьи, прихожу к выводу что надо бы бежать к психиатру:(((( поддрежите

чем больше прохожу тестов - тем больше запутываюсь. иногда какие-то показатели "повышенные", иногда - возможно наличие ряда признаков. но у меня нет неуклюжей походки, я способен вербально описать свои чувства и не люблю определенный порядок во всем. как хочешь - так и живи ))

Здравствуйте. Мне 32 года. В детстве, лет до 12 не мог завязывать шнурки, правильно держать ложку и вилку, предпочитал общаться на жестах, причем предпочитал общаться с теми кто постарше во дворе, так как с ними лучше дружилось, чем в школе. В школе, были большие проблемы с русским языком до 5-6 класса, но любил английский и математику, с русским языком более менее "подружился" только в 9-11 классах. Помню был случай, в классе 6, когда писали изложение и я написал полнейшую несуразицу из несвязанного набора слов и учительница прочитала это всему классу, все долго смеялись, а мне было жутко и не ловко и сидел покрасневший, но учительница была доброй и хорошей, поэтому я даже не обиделся. Были небольшие успехи в футболе на школьном уровне.
Поступил в универститет, но не туда куда хотел, а куда была возможность у родителей. Причём поступил почти сам на бюджетную основу, только "помогли" при поступлении с русским языком, а физику и математику сдал сам, но не смог там учиться из-за черчения, которое также никогда не мог осилить. Хотел пойти на что-нибудь связанное с компьютерами, но тогда не было возможности туда поступить из-за денег. Затем ещё было несколько попыток в разных местах, но везде безуспешно. Ушёл в армию в 23 года, где тоже было не просто, но это отдельная история... После армии была еще одна попытка начать учиться по наставлению родителей, там где они хотели, но уже не прошёл по состоянию здоровья. И вот с 27 лет, безвылазно сижу за компьютером, нигде никогда не работал и родители уже не настаивают и ничего не предлагают.
Иногда выручала смазливая внешность, люди могли со мной "общаться" только из-за этого, особенно в детстве и подростковом возрасте, но при этом никогда не было отношений с девушкой, хотя симпатии была и есть куча, но завязать или поддержать разговор это не про меня и девушки таких сторонятся. Пытался знакомится через интернет, с некоторыми встречался, но не долго. Одна помню сказала: "представь, что мы в чате"
Помню в университете про меня в шутку сказал одногруппник: "как собака - всё понимает, но сказать не может".
Многих людей удручают или даже раздражают необщительные люди, но всем же им не объяснишь "что-да-как", тем более в нашем обществе, тут скорее примут за дауна или "странного".
Родители видят в тебе не того, каким тебя видит общество, зачастую они "слепо" верят в тебя.
С компьютерами так и не связал свою жизнь, но думаю, если бы в своё время выбрал этот путь, то моя жизнь была бы совсем другой...

Британец Гарри Маккиннон, взломавший почти сотню компьютерных систем Пентагона и НАСА, по мнению одного из ведущих европейских психиатров, страдает синдромом Аспергера, разве больной осталый человек такое сможет сделать, просто с общением выражением эмоций проблема а в остальным как у обычных людей.

Ох ,лучше сходить просто к психологу,а то читая в инете диагнозы кажется что почти всё про меня!и интроверт,социофоб еще и этот синдром.Везде есть частичка меня.

Тот кто утверждает, что СА нет просто не сталкивался с этим, или сам не желает замечать. Есть эта особенность, у меня трое детей, у старших девочек все хорошо, а вот с младшим "повезло". Воспитывались все одинаково, а вот особенности поведения, которые я никак не могла ни понять ни объяснить, появились довольно рано (как для воспитания) года в полтора два. Я могу согласиться что это не болезнь, это лишь синдром, вариант нормы, но это требует особого подхода в воспитании и общении с ребенком. И если родные с этим как то справляются, то вот чужие, особенно дети, бывают просто чудовищно жестоки.
Автору спасибо за статью и за все, что вы делаете.
А ещё мне кажется это задача социального педагога в школе объяснять какие бывают люди, что бывают вот такие особенности и вот такие, и вести себя следует вот так и так, и все будут счастливы

Здравствуйте уважаемые гости сайта! Очень нужен совет. Влюблена в мужчину с СА. Он тоже проявляет интерес ко мне, если судить по тому, сколько денег он тратит на кафе, кино и подарки. Но он даже не пытается прикоснуться ко мне. Уж тем более не поцеловать. С чем это может быть связано и нужно ли к чему-то подталкивать его? Или же он так видит себе дружбу, не желая ничего менять? У него была жесткая мать которая возможно его не любила. Еще может поэтому. Заранее спасибо за ответы!

Он просто вообще не в состоянии понять, уместны уже у вас сейчас прикосновения или еще пока нет. У меня тоже АС и на свиданиях также никогда никаких таких действий не проявлял, хотя потом иногда выяснялось, что от меня их ждали

To the Moon, Ривер. У неё синдром Аспергера.
Сама игра, кстати, восхитительная, но кому-то кажется скучной.

Страницы

Subscribe to Comments for "Что такое синдром Аспергера?"