You are here

Исследовано потенциальное влияние новых диагностических критериев

Получение диагноза аутизма может усложниться в 2013 году, когда вступят в действие пересмотренные диагностические определения. Согласно исследованию, проведённому специалистами Йельского центра исследования детства и опубликованному в апрельском выпуске Journal of the American Academy of Child & Adolescent Psychiatry, предполагаемые изменения могут затронуть определённую долю лиц, претендующих на диагноз расстройства спектра аутизма.


dsm5

Предполагаемые изменения в диагностических определениях будут опубликованы в пятом издании "Руководства по диагностике и статистике психических расстройств" (DSM-V) Американской психиатрической ассоциации (АПА).

"Учитывая потенциальное воздействие этих выводов на доступ к службам, полученные нами результаты дают важную информацию для обсуждений группе, завершающей работу над диагностическими критериями DSM-V", — сказал директор Йельского центра исследования детства д-р Фред Волькмар, который провёл исследование совместно с коллегами Брайаном Рейчоу и Джеймсом Макпартландом.

Волькмар и его команда выполнили анализ симптомов, наблюдаемых у 933 людей, оцененных на аутизм в ходе полевых испытаний DSM-IV. Они обнаружили, что около 25% тех, кому был диагностирован классический аутизм, и 75% тех, кому диагностированы синдром Аспергера или первазивное расстройство развития неуточнённое, не будут удовлетворять новым критериям аутизма. Исследование также показывает, что высокофункциональные индивиды, будут, возможно, с меньшей вероятностью соответствовать новым критериям, чем лица с ограниченными интеллектуальными возможностями.

Волькмар осторожно замечает, что эти результаты отражают анализ единичного набора данных и что более подробную информацию дадут грядущие полевые испытания под надзором АПА. Он подчеркнул, что критически важно оценить влияние предполагаемых критериев как на клинические установки, так и на условия исследований. "Использование такого рода диагностических обозначений, особенно в Соединённых Штатах, может иметь существенные последствия для служб", — сказал он. — "Серьёзные изменения в диагностике также ставят вопросы о сопоставлении результатов различных исследовательских работ".

В классификационной системе DSM-V предполагается ряд отличий от DSM-IV. Во-первых, планируется убрать прежде раздельные диагнозы аутическое расстройство (аутизм), расстройство Аспергера, дезинтегративное расстройство детского возраста и первазивное расстройство развития неуточнённое и взамен создать единую диагностическую категорию — "расстройство аутического спектра". Во-вторых, триаду нарушений при аутизме (нарушение социального взаимодействия, нарушения речи/коммуникации и ограниченное и повторяющееся поведение) предлагается свести к двум критериям:

  1. Нарушение социальной коммуникации.
  2. Ограниченное и повторяющееся поведение.

Во второй из критериев будет включён новый симптом: избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную информацию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды. Также группа разработчиков предполагает добавить новую категорию — "расстройство социальной коммуникации", что позволит диагностировать нарушения социальной коммуникации в отсутствие повторяющегося поведения.

Предполагаемые критерии DSM-V

A 05 Расстройство аутического спектра

Пересмотрено 26 января 2011 г.

Должны удовлетворяться критерии A, B, C и D:

 

  1. Устойчивые дефициты в социальной коммуникации и социальном взаимодействии в разных контекстах, которые не описываются общей задержкой развития и проявляются во всех 3 пунктах из следующих 3:

    1. Дефициты в социально-эмоциональной взаимности; в диапазоне от аномалий в социальном сближении и неудач с нормальным поддержанием диалога — через снижение разделения интересов, эмоций, а также воздействия и реагирования — до полного отсутствия инициирования социальных взаимодействий.
    2. Дефициты в невербальном коммуникативном поведении, используемом в социальном взаимодействии; в диапазоне от плохой интегрированности вербальной и невербальной коммуникации — через аномалии глазного контакта и языка тела или дефициты в понимании и использовании невербальной коммуникации — до полного отсутствия мимики или жестов.
    3. Дефициты в установлении и поддержании взаимоотношений, соответствующих уровню развития (кроме как с лицами, осуществляющими уход); в диапазоне от трудностей с подстройкой поведения к различным социальным контекстам — через трудности с участием в играх, задействующих воображение, и с заведением друзей — до видимого отсутствия интереса к людям.
  2. Ограниченность, повторяемость в структуре поведения, интересах или деятельности, что проявляется по меньшей мере в 2 из следующих 4:
    1. Стереотипные или повторяющиеся речь, моторные движения или использование объектов (как, например, простые моторные стереотипии, эхолалия, повторяющееся использование объектов или идиосинкратические фразы).
    2. Чрезмерная приверженность к распорядку, ритуализованным формам вербального или невербального поведения, либо чрезмерное сопротивление изменениям (как, например, моторные ритуалы, настаивание на неизменном маршруте или еде, повторяющиеся вопросы или крайний стресс при небольших изменениях).
    3. Сильно ограниченные, фиксированные интересы, которые аномальны по интенсивности или направленности (как, например, сильная заинтересованность или занятия необычными объектами, чрезмерно ограниченные или устойчивые интересы).
    4. Избыточная или недостаточная реакция на входную сенсорную информацию или необычный интерес к сенсорным аспектам окружающей среды (как, например, видимое безразличие к боли/теплу/холоду, негативная реакция на определённые звуки или текстуры, излишнее обнюхивание или трогание предметов, зачарованность источниками света или вращающимися объектами).
  3. Симптомы должны присутствовать в раннем детстве (однако могут не проявиться в полной мере, пока социальные требования не превысят ограниченные возможности).
  4. Симптомы совместно ограничивают и нарушают повседневное функционирование.

A 04 Расстройство социальной коммуникации

Обновлено 1 мая 2012 г.

  1. Устойчивые затруднения с прагматическим или социальным использованием вербальной и невербальной коммуникации в естественных контекстах, которые затрагивают развитие социальной взаимности и социальных взаимосвязей, что не может быть объяснено низкими способностями в области словесной структуры и грамматики или общими когнитивными способностями.
  2. Устойчивые затруднения с овладением и использованием разговорного языка, письменной речи и других форм языка (например, языка жестов) для повествования, разъяснений и разговорной речи. Симптомы могут влиять на понимание, продуцирование и осведомлённость на уровне дискурса, по отдельности или в любой комбинации, которая может удерживаться в подростковом и зрелом возрасте, хотя симптомы, области и формы могут с возрастом сдвигаться.
  3. Исключено расстройство аутического спектра. Расстройство аутического спектра по определению включает в себя прагматические проблемы с коммуникацией, однако также включает как часть спектра аутизма ограниченную, повторяющуюся структуру поведения, интересов или деятельности. Следовательно, при диагностировании социально-коммуникативного расстройства расстройство аутического спектра нужно исключить. Социально-коммуникативное расстройство может встречаться в качестве основного нарушения или сосуществовать с другими расстройствами, отличными от расстройства аутического спектра (например, расстройством речи, расстройством обучения, интеллектуальными расстройствами).
  4. Симптомы должны присутствовать в раннем детстве (однако могут не проявиться в полной мере, пока речевые, языковые или коммуникативные требования не превысят ограниченные возможности).
  5. Низкие социально-коммуникативные способности приводят к функциональным ограничениям в эффективной коммуникации, участии в социальной жизни, академических достижениях или профессиональной деятельности — по отдельности или в любой комбинации.

Источники:

  1. Autism by the numbers: Yale researchers examine impact of new diagnostic criteria;
  2. Answers to Frequently Asked Questions about DSM-5;
  3. Проект DSM-V: расстройства нейроразвития.