You are here

Синдром Аспергера: сильные стороны и проблемные области

Синдром Аспергера может влиять на людей на протяжении всей жизни, но многие люди с СА используют свои сильные стороны для компенсации или обхода проблемных областей — и даже могут добиться успеха и внести выдающийся вклад в общество. Уважая возможности и человечность людей с СА, нельзя также преуменьшать их борьбу и проблемы.

Общество, рассчитанное на доминирующее в нем нейротипичное большинство (т.е. людей, не имеющих СА), человеком с СА может ощущаться некомфортным или даже едва выносимым. К примеру, жизнь в современном информационном веке — в переполненном, сложном, индустриальном обществе — может представлять серьёзные трудности для людей с синдромом Аспергера. Обычно от детей ожидают, что они будут "хорошо ладить с другими детьми" и быстро расти. От взрослых людей ожидают, что они будут работать по 40–60 часов в неделю под флуоресцентными лампами, участвовать в совещаниях, работать в команде, быстро впитывать океаны информации и решать множество задач одновременно. Такие одиночные занятия как охота, фермерство или присмотр за маяком сегодня ценятся намного меньше. Тем не менее, некоторые люди с синдромом Аспергера смогли найти работу (а иногда и супругов) в сферах, связанных с их специальными интересами.

Ниже приведены диаграммы, отображающие возможные сильные стороны и проблемные области людей с синдромом Аспергера, с последующим описанием ключевых моментов для каждой области. Однако необходимо помнить о том, что люди с СА не похожи друг на друга, а в своих сильных сторонах отличаются даже больше, чем в проблемных.


Ум, специальный интерес, память

  • Уровень интеллекта от среднего до высокого.
  • Хорошие вербальные навыки; богатый словарный запас.
  • Способность воспринимать и запоминать большие объёмы информации, особенно по теме специального интереса.
  • Способность мыслить визуальными образами.
  • Независимое, самостоятельное обучение.
  • Склонность мыслить нешаблонно и находить нестандартные подходы.
  • У некоторых есть выдающиеся способности и знания в конкретных областях.

Сосредоточенность

  • Способность (а в некоторых случаях и предпочтение) заниматься делами в одиночку.
  • Заинтересованность в малоисследованных или нестандартных областях знаний.
  • Способность к длительному сосредоточению во время чтения, письма, проведения опытов.
  • Предпочитают не тратить время на некоторые виды деятельности, которые привлекают нейротипичных людей.
  • Некоторые специальные интересы способны превратиться в продуктивные хобби или профессии, в которых можно проявить творческий подход или даже совершить открытие.

Внимание к деталям

  • Способность замечать мелкие детали в идее, теории, числовом ряде, объекте, визуальном образе, книге, фильме.
  • Способность выполнять однотипные задачи, в которых важны точность, правильность и порядок.
  • Серьёзный подход к работе; приверженность качеству и точности работы.

Своеобразный юмор

  • Игра слов, каламбуры.
  • Любовь к сарказму и сатире.
  • Склонность быть выше пустых разговоров и необоснованного пиетета.

Прямота

  • Способность и склонность говорить правду — даже если это невежливо или не отвечает личным интересам.
  • Потребность в правилах и их соблюдении.

Желание общаться

  • Прикладывают много усилий для получения социальных навыков, которые не приобретаются естественным путём.
  • Упорство перед лицом отвержения, непонимания и неудач.
  • Вера в лучшее в людях (иногда наивная).
  • Принятие причуд и несовершенств других людей, верность в дружбе.

Честность и справедливость

  • Чужды условностям, с широкими взглядами, склонны к толерантности.
  • Резкая реакция на несправедливость.
  • Защита аутсайдеров, жертв травли или членов угнетённых групп.
  • Склонность выражать заботу нетипичными способами.
  • Склонность симпатизировать животным и защищать их.


Обработка сенсорной информации

  • Чрезвычайная чувствительность — или относительная нечувствительность — к свету, звукам, запахам, вкусам или текстурам. По мере взросления эти сенсорные проблемы могут стать менее выраженными или наоборот.
  • Путаница в разграничении информации, приходящей через разные органы чувств (например, громкий звук может восприниматься как физическая боль).
  • Понимание положения своего тела в пространстве; избегание столкновений с людьми или объектами.
  • Целенаправленное движение (использование тела для выполнения задачи).
  • Нарушения слуховой, визуальной или когнитивной обработки информации, что может привести к возникновению трудностей при нахождении в социальной среде.

Контроль эмоций и тревожности

  • Понимание сути эмоций и того, как они проявляются у самого себя и у окружающих.
  • Понимание оттенков эмоций; адекватный эмоциональный отклик на других людей, действия и ситуации.

Управление вниманием и своими действиями

  • Фильтрация внешних стимулов.
  • Разграничение значимой и второстепенной информации.
  • Удержание внимания на значимой информации.
  • Переключение внимания.
  • Интенсивные, узкие, длительные личные интересы — иногда эксцентричного характера — что может привести к социальной изоляции или мешать ежедневной жизнедеятельности.
  • Уязвимость к стрессу, иногда переходящая в психологические или эмоциональные проблемы, включающие низкую самооценку, депрессию, тревожность или обсессивно-компульсивное поведение.

Гибкость мышления

  • Способность видеть более одного способа выполнения задачи/решения проблемы.
  • Осознание существования исключений из правил; терпимость к отступлению от правил другими людьми.
  • Принятие откликов, советов, предложений или помощи от других.
  • Перемены могут спровоцировать тревожность, в то время как знакомые предметы, схемы поведения и привычный распорядок обеспечивают уверенность. Как результат — сложности с переключением между задачами: учебными занятиями, работой и обедом, очерёдностью в диалоге.

Центральное согласование/обобщение/основная идея

  • Способность "видеть лес за деревьями". Склонность к фокусировке на деталях данной ситуации вместо того, чтобы видеть полную картину.
  • Выделение основной идеи текста или разговора.
  • Распознавание и упорядочивание информации.
  • Понимание сложных или абстрактных концепций.
  • Обобщение и практическое применение опыта.

Исполнительная функция/решение задач

  • Упорядочивание мыслей и материалов.
  • Письменное выражение мыслей.
  • Распределение времени.
  • Определение приоритета каждой задачи, начало и завершение работы.
  • Создание новых или альтернативных решений.

Модель психического/принятие во внимание иных точек зрения

  • Распознавание и понимание мыслей, чувств и намерений других людей в связи со склонностью не замечать или неверно понимать такие сигналы как выражение лица, язык тела и интонация.
  • Быстрая и эффективная обработка социальной информации.
  • Способность быть тактичным, говорить "ложь во благо".

Скрытый контекст

  • Понимание неписаных или подразумеваемых социальных правил.
  • Понимание того, что нужно говорить в различных социальных ситуациях.

Социальное взаимодействие

  • Будто создают неловкую ситуацию или грубят, ненамеренно расстраивают окружающих.
  • Способность замечать и верно интерпретировать невербальные знаки (жесты, поза, выражение лица и интонации).
  • Контроль над собственными невербальными сигналами.
  • Умение начать разговор, присоединиться к нему и поддержать его.
  • Грамотное использование юмора и сарказма, понимание их использования другими людьми.
  • Ощущение некого отличия и оторванности от остального мира, а также неприспособленности, что иногда называют "синдромом инопланетянина".

Самосознание/самозащита

  • Осознание и выражение своих собственных эмоций.
  • Понимание/принятие своих сильных и слабых сторон.
  • Разработка стратегий компенсирования слабых сторон и развития сильных.
  • Осознание необходимости помощи; умение просить о помощи.
  • Признание факта травли и способность защитить себя.

Хроническая усталость

  • Проблемы со сном.
  • Усталость из-за сенсорной стимуляции в определённых условиях.
  • Усталость из-за сознательной умственной обработки информации, которую другие могут обрабатывать интуитивно.
  • Истощение из-за легковозбудимой нервной системы (ограниченный шаблон поведения "бей или беги").

Представленный выше материал — перевод и адаптация текста "What is an Asperger Profile?"