You are here

6 общих черт людей с синдромом Аспергера

У людей с синдромом Аспергера есть общие черты, отражающиеся в их каждодневной жизнедеятельности. Эти черты проявляются в социальном взаимодействии, поведении, мышлении (особый когнитивный стиль), восприятии окружающего мира, работе органов чувств. Степень выраженности может быть различной для конкретного человека. Но общность проблемных зон не зависит от пола, гендера, этноса и иных оснований.


asperger_common_trails

1. Социальное взаимодействие

Заинтересованность в социальном взаимодействии и вовлечённость в него неодинаковы для людей с синдромом Аспергера. Для части из них характерны избегание и стратегия минимизации участия в связанных с социумом контактах. Не в последнюю очередь это основано на полученном опыте непонимания и отвержения на разных этапах жизнедеятельности. Страх неудачи, огромные, несоизмеримые с результатом, затраты на инициацию и поддержку взаимодействия обуславливают замкнутый образ жизни и отсутствие мотивации к установлению связей. Для других людей с синдромом Аспергера социальное взаимодействие является желаемым даже при наличии проблем и сложностей.

Но вне зависимости от индивидуальных потребностей в общении люди с синдром Аспергера демонстрируют следующие общие признаки:

  • затруднённое понимание невербальной компоненты коммуникации (язык тела, выражения лиц, жестикуляция, тон голоса, зрительный контакт и др.);
  • плохое понимание очерёдности реплик в разговоре (общение строится по принципу монолога и на одну тему, путаница пауз с завершением реплики, нет фиксации отсутствия заинтересованности собеседников в продолжении разговора);
  • слабая работа когнитивной эмпатии (неумение "поставить себя на место другого человека" воспринимается окружающими как грубость и бесчувственность);
  • отсутствие обратной эмоциональной связи как в беседах "ни о чём", так и в разговорах о серьёзных личных проблемах собеседника (предпочтение отдаётся деловым советам, а не сопереживанию);
  • информативный характер общения и выстраивание социального взаимодействия исключительно на собственных условиях (в случае невозможности следует отказ от коммуникации, компромисс даётся с трудом).

2. Специальные интересы и фиксации

Люди с синдромом Аспергера имеют потребность в предельной конкретизации инструкций и планов, в распорядке, графике, чётких сроках, в понятных и детальных схемах взаимодействия.

Углублённое погружение в занятие какой-либо деятельностью служит упорядочиванию окружающего пространства, успокаивает, приносит удовлетворение, снижает фоновую тревожность. Специальные интересы могут как носить прикладной характер и в итоге быть частью профессиональной деятельности, так и быть абстрагированными от практического применения. Продолжительность фиксаций разнится по времени: от нескольких дней до многих лет.

3. Речь и язык

Нередко можно встретить ошибочное разграничение синдрома Аспергера от других расстройств аутистического спектра по отсутствию "клинически значимой задержки речевого развития".

На деле у человека с синдромом Аспергера с раннего детства возникают и на всю жизнь сохраняются необычные особенности речевых навыков. Язык и речь практически не используются в прагматическом смысле, как аспект социального взаимодействия, и служат инструментом обмена информацией о фактах, алгоритмах действий, рассказам о специальном интересе. Получение эмоциональной взаимности, обмен шутками, юмор тоже возможны, но среди хорошо знакомых между собой людей с синдромом Аспергера, имеющих много общего. Семантический аспект речи также имеет особенности: крайняя буквальность при интерпретации слов собеседника, трудности с пониманием полного смысла сообщения, стоящего за высказыванием, смежных с ним моментов. Образный язык, метафоры, идиомы хорошо понимаются при чтении художественной литературы, но в бытовых ситуациях нередко вызывают затруднения.

Просодия зачастую носит монотонный характер. Громкость речи либо слишком высокая, либо тихая, несообразная обстановке. Некоторые люди с синдромом Аспергера "немуют" — нечётко произносят окончания слов. Другие же, наоборот, делают большие паузы между словами и предложениями, растягивают отдельные звуки.

Встречаются случаи гиперлексии: уровень владения письменной речью значительно выше уровля владения устной речью.

4. Сенсорное восприятие

Необычный опыт обработки входящей и исходящей сенсорной информации часто упоминается в автобиографиях людей с РАС. Выделяют два вида нарушения сенсорного восприятия: гипочувствительность (низкая) и гиперчувствительность (высокая). Оба вида чувствительности связаны с каждым из органов чувств и могут присутствовать у одного человека с синдромом Аспергера одновременно или же частично. Для части людей с синдромом Аспергера характерны перегрузки в основном по одному каналу: звуковому, зрительному, тактильному. Для других — по всем.

Примеры нарушений обработки сенсорной информации, вызывающие перегрузку:

  • "звуковая каша" при разговоре более чем с одним человеком или нахождении в шумном месте;
  • некоторые цвета (например, красный или жёлтый), мерцание источников света с определённой частотой (флуоресцентное освещение);
  • запахи веществ (духи, бензин);
  • определённые узоры (чередование плитки);
  • текстуры тканей (грубая шерсть, шёлк);
  • консистенция пищи (сочетание жидкого и твёрдого, кожура).

Перегрузка от сенсорных импульсов существенно мешает воспринимать окружающее и взаимодействовать с людьми. Самостимулирующее поведение (стимминг) помогает сконцентрироваться и успокоиться. А в ряде случаев (при существенном усилении) служит сигналом об эскалации сенсорной перегрузки и необходимости принять меры по предотвращению срыва (мелтдауна).

5. Двигательные навыки

Особенности функционирования вестибулярной и проприоцептивной систем у людей с синдромом Аспергера отражаются на координации, мелкой моторике, балансе тела.

Неуклюжесть, неразборчивый почерк, разворот всего корпуса, а не головы для рассмотрения предмета, подъём и спуск по лестницам, трудности с ориентацией в пространстве, с застёгиванием пуговиц и завязыванием шнурков, трудности с определением "на глаз" примерных расстояний (длина, глубина) — вот некоторые примеры проявлений особенностей двигательных навыков при синдроме Аспергера.

6. Познавательная (когнитивная) деятельность

Мышление людей с синдромом Аспергера, их способ обработки информации формирует особый когнитивный стиль. Считается, что особенности познавательной деятельности отчасти могут объясняться работой центральной когерентности (центральное согласование). Согласно У.Фрит это — "процесс, посредством которого все поступающие стимулы организовываются и интерпретируются в согласованной манере... чтобы извлекать смысл и проводить связи между комплексами воспринимаемой информации".

Отличительные черты мышления людей с синдромом Аспергера:

  • сосредоточение внимания не на главных аспектах (например, смещение внимания к несущественным раздражителям или деталям);
  • рассуждение от частного к общему (дедукция vs индукция), "от частям к целому" и "целого к частям";
  • проблемы с организацией приоритетов, разграничением главного и второстепенного (нарушение исполнительной функции);
  • слабая генерализация навыков (применение изученного шаблона поведения в аналогичном случае не происходит, так как имеет место иное окружение);
  • предпочтение технической информации и фактов абстрактным вещам и концепциям.

Источники:

1. Attwood, A. "The Complete Guide to Asperger's Syndrome (Autism Spectrum Disorder): Revised Edition" // Jessica Kingsley Publishers, 2015. (некоторые главы на русском языке с разрешения правообладателя)
2. Wing, L. (1981) "Asperger's syndrome: a clinical account" // Psychological Medicine, 1981. (перевод на русский язык)
3. Frith, U. "Emanuel Miller lecture: Confusions and controversies about Asperger syndrome" // Journal of Child Psychology and Psychiatry, 2008. (перевод на русский язык)
4. Frith, U. "Autism and «Theory of Mind»" // Diagnosis and Treatment of Autism, 1989. (перевод на русский язык)
5. Happe, F. "Autism: cognitive deficit or cognitive style?" // Trends in Cognitive Sciences, 1999. (перевод на русский язык)
6. Gillberg, C. "A Guide to Asperger Syndrome" // Cambridge University Press, 2002. (перевод главы 12 на русский язык)