You are here

Зрительный контакт вызывает отвращение у части взрослых людей с аутизмом

Один из признаков возможного наличия у ребёнка аутизма заключается в том, что он не поддерживает с окружающими зрительный контакт. Эта функция появляется в первые шесть месяцев жизни, что подводит некоторых исследователей к тому, чтобы счесть различия в структуре взгляда потенциальным ранним маркером аутизма.

eyes

Согласно одной из теорий люди с аутизмом воспринимают зрительный контакт во время социальных взаимодействий как неважную вещь: говоря другими словами, они безразличны к нему. Ещё они могут избегать зрительного контакта, поскольку он неудобен или вызывает отвращение.

Многие методы терапии при аутизме помогают детям и взрослым наладить зрительный контакт. Чтобы определить, является ли данный подход верным, важно понять, обучают ли клиницисты людей с аутизмом обращать внимание на то, что их не интересует, или заставляют делать то, что причиняет им дискомфорт.

Исследования детей в пользу первой гипотезы о зрительном контакте: безразличие к взгляду. Малыши с аутизмом тратят меньше времени, глядя на глаза актёра в видеоролике, чем обычные дети или дети с задержкой развития. Но дети с аутизмом не спешат отводить взгляд от глаз актёра и не сопротивляются взгляду в глаза актёра, если их подталкивают к этому.

Различные неподтверждённые данные от подростков и взрослых с аутизмом рисуют более сложную картину. Эти люди говорят, что они не понимают необходимости вступать в зрительный контакт или что зрительный контакт им неприятен.

Мы изучаем данную тему уже шесть лет. Основываясь на наших исследованиях и клинических опытах, мы считаем, что эти данные не противоречат друг другу. Раннее отсутствие интереса к зрительному контакту может привести к тому, что дети с аутизмом упускают социальные сигналы, а это приводит к низкой социальной мотивации и малой заинтересованности во взаимодействии. Неприятно чувствовать принуждение к зрительному контакту при отсутствии мотивации к нему, и это может заставлять некоторых взрослых с аутизмом активно избегать зрительного контакта.

Изученное поведение

Исследование, проведённое в 2010 году, подтверждает нашу теорию. Исследователи оценивали взгляд у взрослых с аутизмом и без него, когда те рассматривали лица с выражением счастья, страха или нейтральным. Между изображениями лиц на экране появлялся крест в разных положениях, чтобы заставить участников сосредоточиться на определённой области.

Исследователи обнаружили, что люди в группе аутизма показали как снижение предпочтения взгляда на глаза, так и активное избегание зрительного контакта, когда крест указывал им взглянуть на глаза. Но в группе была вариабельность: люди с аутизмом, смотревшие на область лица с глазами, лучше справлялись с задачами распознавания эмоций, чем те, кто сосредотачивался на других чертах лица. Они также обладали лучшими социальными навыками, измеренными при помощи ADI-R.

Это открытие перекликается с неофициальными наблюдениями в нашей клинике: люди с аутизмом, заинтересованные быть социальными, могущие участвовать в социальном обмене и взаимодействии, склонны к зрительному контакту.

Мы использовали технологию отслеживания глаз, чтобы выяснить, имеется ли у взрослых с аутизмом низкая социальная мотивация, что может способствовать как безразличию, так и отвращению к зрительному контакту. Мы исследовали 58 человек с аутизмом, 37 с задержкой развития и 66 людей в контрольной группе, все участники в возрасте от 2 до 35 лет (данные о 37 лицах с аутизмом и 26 типично развивающихся лицах в возрасте от 5 до 17 лет опубликованы; данные о людях возраста старше и младше указанных возрастов до сих пор не опубликованы).

Мы попросили участников взглянуть на экран, показывающий два видео одновременно: одно изображало социальные сюжеты — игры детей, — а другое демонстрировало несоциальные сцены, состоящие из движущихся объектов. Мы обнаружили, что люди с аутизмом потратили меньше времени на просмотр социальных видеороликов, чем другие участники.

Заглядывая в будущее

Наши результаты показывают, что люди с аутизмом менее заинтересованы во всём социальном, чем люди с задержкой развития, независимо от возраста.

Мы считаем, что наши результаты отражают низкую социальную мотивацию, которая может способствовать возникновению дискомфорта от зрительного контакта во взрослой жизни. Мы планируем изучить эту возможную последовательность событий, объединив измерение социального интереса (наша парадигма) с измерением взгляда в области глаз.

Возможно, опыт зрительного контакта варьируется в зависимости от популяции аутистов. Аутизм гетерогенен, поэтому некоторые люди с аутизмом могут быть безразличны к зрительному контакту, тогда как другие могут испытывать от него неприятные ощущения.

Обнаружение того, что безразличие к зрительному контакту в детском возрасте уступает место как безразличию, так и дискомфорту во взрослой жизни, требует длительных исследований. Нам особенно нужны исследования, изучающие опыт перехода подростков во взрослую жизнь и исследования пожилых людей. Подростки сталкиваются с уникальными социальными проблемами, поскольку они получают среднее специальное образование и готовятся к собеседованиям.

Представленный выше материал — перевод текста "Eye contact is aversive for some adults with autism".