You are here

Как сделать поездки в общественном транспорте удобными для аутичных людей


train

Для многих аутичных людей любого возраста использование общественного транспорта сопровождается стрессом.

Планирование поездки и успешное её проведение требуют сложной череды действий, что затруднительно для людей в спектре аутизма, особенно для тех, кто чрезвычайно чувствителен к звуку, свету и запахам.

Тревога из-за социального взаимодействия и общения усиливает стресс, особенно если происходят неожиданные изменения в расписании движения транспорта. Это может вызвать у людей с аутизмом желание избегать общественный транспорт и значительно снизит настрой и энтузиазм совершить путешествие.

Удобный общественный транспорт даёт людям с аутизмом свободу и независимость передвижения.

Проявленные в Гамильтоне и Веллингтоне инициативы "Have a Go Days" — прекрасный пример поставщиков транспортных услуг, рассматривающих проблемы мобильности, стоящие перед целым рядом людей с различными потребностями.

Целью каждого из них было сделать путешествие комфортным и лёгким для всех членов общества, предоставив удобную и бесплатную возможность испытать разные виды транспорта.

В Веллингтоне была реализована идея "My Life My Way" — сотрудничество людей с инвалидностью, их семей, организаций и других жителей долины Хатт. Мероприятие призвано помочь устранить барьеры при использовании общественного транспорта, его поддержали региональный совет Веллингтона, компании Transdev и NZ Bus, городской совет долины Хатт.

Есть несколько стратегий, которые дружественны к людям с аутизмом, их можно выучить и использовать самостоятельно.

Советы по использованию общественного транспорта

Напишите план, используйте значки или рисунки
Использование наглядных пособий часто помогает людям с аутизмом. Можно сделать их в виде письменного плана или череды картинок с подробным описанием каждого шага, который необходим для использования общественного транспорта (например, что делать, если автобус опаздывает). С помощью социальных историй можно выучить, как предложить место пожилым людям/беременным женщинам/другим пассажирам, научиться справляться, если занято любимое место или нет привычного водителя. Планы и визуальные материалы полезны для преодоления стресса при пропуске автобуса и других неожиданных событиях.

Планирование альтернативных маршрутов и инструкции о том, как проверить расписание, можно сделать в виде знаков, рисунков, социальных историй.

Блокируйте шум
Носите наушники для уменьшения фонового шума и прослушивания успокаивающей музыки. Некоторые аутичные люди во время поездки используют наушники как социально приемлемый способ просигнализировать о том, что они предпочитают не вступать в разговор.

Держите при себе знакомый предмет
Это может быть книга, телефон, игрушка или даже кусок ткани — что-то знакомое по запаху или ощущению. Например, любимые ароматы на носовом платке заглушат неприятные запахи. Также это успокоит и отвлечёт, уменьшит стресс, поможет избежать сенсорной перегрузки.

По возможности совершайте поездки не в час пик
Это не всегда возможно, однако поездка не в часы максимальной загрузки снижает стресс от общественного транспорта. Пропускайте переполненный автобус или вагон поезда (метро), ожидайте следующий (он может быть менее забит людьми).

Предпочтительно сидеть около выхода, но учитывайте, что место может оказаться занятым. На этот случай надо иметь план действий или социальную историю в картинках для выбора другого места.

Планируйте поездку, тренируйтесь, изучайте стратегии того, как справиться с изменениями
Уменьшить тревогу можно с помощью разработки различных маршрутов. Всегда имейте запасной план для всех потенциальных неожиданных изменений: смена водителей, разные маршруты, блокирование дорог и поломки транспорта.


Пример плана "Как сесть в автобус"
bus


Пример пособия для детей "Как вести себя в автобусе"
bus

Представленный выше материал — перевод текста "Autism-friendly transport practices".