You are here

Пользование общественным транспортом: как помочь ребёнку приспособиться к нему


Практически невозможно прожить, вообще не пользуясь общественным транспортом, и если у Вашего сына или дочери проблемы с этим, то это может серьёзно ограничивать жизнь.

И хотя в случае ребёнка с особыми потребностями Вы при необходимости можете прибегнуть к помощи специального такси или службам по мобильности с обученным персоналом, большинство людей с аутизмом всё же в состоянии освоить использование общественного транспорта и путешествовать либо самостоятельно, либо с помощью родителей или специалистов.

И если Вы ещё не уверены, что готовы к этому, то как Вы доедете до места назначения?

Почему это так трудно?

Когда Вы всё проанализируете, то увидите, что "поездка" на самом деле — не нечто элементарное; это — сложная последовательность действий, которая включает взаимодействие с людьми, информацией и изменениями. И со всем этим может быть сложно управиться, когда у Вас аутизм. И неудивительно, что смущение, стресс и эпизодические срывы могут иметь место.

Какие именно изменения могут осложнять использование общественного транспорта для человека с аутизмом? Давайте их последовательно разберём.

Социальное взаимодействие и коммуникация

Для ребёнка с аутизмом общение с людьми может быть сложным даже если эти люди любимы и знакомы. Когда же они не знакомы, непредсказуемы и, возможно, недружелюбны, это может стать действительно пугающим.

Хотя Ваши попутчики могут быть на самом деле довольно приятными людьми, ребёнок с аутизмом может общаться непонятными обычному пассажиру способами, например, с помощью системы картинок или языка жестов. Темп разговора может вызывать сложности, даже у Вашего сына или дочери есть некоторые речевые навыки, и для случайных попутчиков при попытке общаться это может показаться слишком трудным и пугающим.

В общем, ребёнок с аутизмом может чувствовать себя очень отчуждённо в общественных местах.

Гибкость воображения

Большинство детей могут приспособиться к неожиданным изменениям, им довольно легко применять общие правила для конкретных случаев. Однако для мальчика или девочки с аутизмом это не так легко. Если поезд задерживается или автобус идёт по другому маршруту, это может восприниматься скорее не как мелкое неудобство, а скорее как начало пугающего хаоса.

Дети с аутизмом также могут фиксироваться на чрезмерно узком мысленном образе автобуса или поезда: по их мнению правильный автобус выглядит именно так, и если перевозчик изменит логотип или же наклеит какую-то разноцветную рекламу по бокам, Ваш сын или дочь может счесть, что это не тот автобус, и не будут в него садиться.

В конце концов, есть ещё и проблема безопасности, и это — серьёзная проблема. Людям с аутизмом часто сложно пользоваться своим воображением: не просто в смысле "сочинения историй", но и в плане способности предсказывать то, что произойдёт дальше. Если Вы не можете предсказать, что произойдёт дальше, у Вас нет и чувства опасности. И мысль о том, что если спрыгнуть с движущегося транспортного средства, то можно травмироваться, может просто не прийти в голову Вашему сыну или дочери.

Сенсорные особенности

Аутизм несёт с собой много дискомфортной повышенной чувствительности. И мальчик или девочка с аутизмом довольно часто (хотя и не всегда) могут перегружаться какими-то специфическими звуками, зрительными стимулами или запахами. И, разумеется, в общественном транспорте есть куча шумных, преисполненных суеты и сильных стимулов мест.

Объявления в громкоговоритель, гудки и звонки, скрип и дребезжание мотора, подпрыгивание и дрожание старого транспортного средства, хлопанье и скольжение дверей, запах топлива и выхлопов, сияние табличек с расписаниями: всё это может "гипнотизировать" или ужасать пассажира с аутизмом. И каждый вариант по-своему проблематичен: испуганный ребёнок переживает сильный стресс, а "загипнотизированный" ребёнок может устроить истерику, если Вы будете пытаться заставлять его продолжать движение.

В дополнение ко всему этому для многих людей с аутизмом (хотя и не для всех) некомфортны прикосновения или слишком близкое нахождение других людей. И одно дело — пустой вагон. Но во время часа пик это — серьёзное испытание: ощущения от нахождения в духоте и давке среди толпы могут быть действительно ужасающими.

Навязчивое или негибкое поведение

У людей с аутизмом весьма бывает проблема с так называемым "переключением", то есть попросту переходом от одной деятельности или обстановки к другой. Вы можете знать, что сейчас нужно выходить, но Ваши сын или дочь уже "обосновались" и не так уж и жаждут сдвигаться с места, или же не в состоянии идти достаточно быстро, чтобы выйти до того, как поезд закроет двери и увезёт Вас прочь от места назначения.

Дети с аутизмом также могут быть чрезмерно привержены предыдущему опыту и им сложно варьировать поведение в дальнейшем. Если Вашему сыну или дочери всегда нужно сидеть на каком-то конкретном месте, это может вызывать сложности при большом пассажиропотоке.

Планирование, организация и выставление приоритетов

Чтобы совершить безопасную и успешную поездку, Вам нужно планировать то, что Вы делаете и делать это безопасно. Но для ребёнка, у которого есть сложности с организацией своих мыслей, ограниченной способностью предсказывать последствия своих действий, а возможно, и с пониманием самой концепции времени, это отнюдь не просто.

Прийти вовремя или терпеливо ждать автобуса или поезда, особенно если нужно ждать долго: всё это может доставить множество стресса всем участникам.

Что Вы можете сделать?

Вы не можете всю жизнь просидеть дома: и Вы, и Ваши сын или дочь быстро почувствуете клаустрофобию от сидения взаперти, и Вы упустите поездки и опыт, которые на самом деле могут обогатить жизнь Вашего ребёнка и, возможно, даже помогут ему или ей чувствовать себя увереннее. И хотя нет ничего удивительного в том, что родители могут чувствовать себя обескураженными, но каким образом мы можем справляться с этими проблемами?

Сделайте Ваши планы и расписание как можно более упорядоченными. Можно скачать приложения, позволяющие отследить движение Вашего автобуса или поезда, и на сайте "транспорт Лондона" (Transport for London) есть планировщик поездки, который покажет Вам пересадки и расстояния пеших переходов. Подготовьтесь настолько, чтобы Ваши сын или дочь получили комфорт от предсказуемости, а Вы смогли бы уделить всё внимание заботе о них.

Задумайтесь о покупке проездного. Это позволить Вашему сыну или дочери оплачивать проезд, не беспокоясь о деньгах, что может многое упростить.

Для чувствительных к звукам: их новыми и лучшими друзьями может стать пара шумоподавляющих наушников. Ваши сын или дочь могут слушать в них отвлекающую музыку, также можете купить и обычные шумозащитные наушники. Они просто глушат шум: Вы надеваете их, и хотя они не полностью подавляют шум, они способны ослабить его до приемлемого уровня, а также дать приятное чувство защищённости.

Если какие-то маршруты совершенно неизбежны, например, в школу или поездка в любимое место, подумайте о том, чтобы обратиться к специалистам по обучению поездкам. Если возраст Вашего ребёнка уже позволяет достаточно чётко следовать инструкциям, эти профессионалы могут помочь ему выучить конкретные маршруты. И хотя это не универсальное решение, но оно может значительно облегчить как отдельные, так и совершаемые регулярно поездки.

Помните о толпах. Возможно, Вы не сможете избегать часа пик каждый день и всю жизнь, но если Вы планируете поездку на выходные или назначаете встречу, выход на час позже или раньше позволит избежать часа пик и выручить всех.

Используйте визуальные подсказки. Может оказаться, что Ваш сын или дочь напуганы, так как. они не понимают происходящего; если Вы покажете картинки с каждым шагом поездки, особенно если она сложная, то это может помочь. Обильно сопровождайте их все словами уверенности и похвалы ("Автобус номер двенадцать. Тогда выходи — хороший мальчик! Затем иди на станцию. Всё в порядке").

Несмотря на это, совет: тщательно проверяйте сайты про транспорт перед тем, как Вы куда-то поедете. Если Вы объяснили поездку и затем Вам оказывается нужным сменить Ваши планы, лучше иметь способ объяснить изменение планов.

Используйте поощрения. Если маршрут сложный и его нельзя избежать, выясните, что может послужить по-настоящему мотивирующей наградой для Вашего сына или дочери, и используйте это. Подстройте скорость получения награды к времени удержания внимания ребёнка: если он или она маленькие, то сделайте её немедленной. Покажите её перед началом, и она будет ясным визуальным сообщением.

Удостоверьтесь в том, что это — нечто компактное и по возможности со встроенным ограничением по времени. Если Вы найдёте нечто работающее для поощрения хорошего поведения, Вы можете постепенно выработать набор хороших привычек, которые станут основой общих правил.

Иногда истерики представляют собой проблему, равно как и осуждение от попутчиков (даже когда Вы знаете, что Ваши сын или дочь делают всё от них зависящее, чтобы вести себя хорошо). Для этих ситуаций советуем Вам завести карточку информирования об аутизме.

У National Autistic Society есть стандартные, Вы можете заказать их; если же Вы предпочитаете что-то более персонализированное, обратите внимание на делающие визитки сайты и фотоателье.

Вам нужно простое сообщение, например: "Это — такой-то и такой-то, у него/неё аутизм. Аутизм — это расстройство развития, при котором может быть сложно совладать с обычными ситуациями. Если он/она выглядят ведущими себя неподобающе, пожалуйста, проявите терпение, и мы сделаем всё возможное". Вы можете как нуждаться, так и не нуждаться в их использовании, но уже само знание о такой возможности может успокаивать.

Общественный транспорт сочетает в себе некоторые из наиболее тяжёлых аспектов воспитания ребёнка с аутизмом: сенсорные и социальные трудности Вашего ребёнка в сочетании с шумной и сильно давящей средой. С другой стороны, это то, что Вы можете достаточно точно распланировать, если Вы в этом преуспеете, то перед Вами откроется значительно больше дверей в этом мире.

Будьте как можно более точными при выяснении того, что именно вызывает трудности, преодолевайте их по одной и помните о том, что ребёнок с аутизмом многому учится из конкретного случая: каждая успешная поездка учит тому, как совершать их в следующий раз.

Полезные ссылки

Brent Local Authority в Лондоне выпустило это полезное пособие по поездкам по Лондону.

Для семей из Лондона сайт Transport for All (транспорт для всех) может быть полезным источником информации о специалистах по обучению поездкам .

У NHS Choices есть полезный раздел про аутизм и общественный транспорт.

Представленный выше материал — перевод текста "Using public transport. Helping your child get to grips with getting around".

Subscribe to Comments for "Пользование общественным транспортом: как помочь ребёнку приспособиться к нему"