В мае 2022 г. на русском языке впервые издана книга «Полное руководство по синдрому Аспергера» австралийского клинического психолога Тони Эттвуда.
«Полное руководство по синдрому Аспергера» — это одно из наиболее авторитетных руководств и справочников для людей, затронутых темой синдрома Аспергера. Дополненное новым введением, объясняющим влияние DSM-5 на диагностику СА и подход к нему, оно собирает воедино разнообразную информацию по всем аспектам это синдрома, начиная с детства и заканчивая зрелостью.
Основанная на клинических случаях и личных историях из обширного клинического опыта Эттвуда, а также на его переписке с людьми с СА, эта книга одновременно авторитетна и очень доступна.
Являясь абсолютно необходимой литературой для людей с СА и их семей, равно как и для учителей, специалистов и работодателей, контактирующих с людьми с СА, эта книга должна быть на полке у любого, кому она нужна или кто просто заинтересован в знаниях об этом сложном состоянии.
Тони Эттвуд, PhD (доктор философии) — клинический психолог из Брисбена, Австралия, с более чем 30-летним опытом работы с людьми с расстройствами аутистического спектра. В настоящее время он — адъюнкт-профессор в Университете Гриффита в Квинсленде. Он — автор бестселлера «Синдром Аспергера: руководство для родителей и профессионалов» и многих других книг по синдрому Аспергера. Веб-сайт доктора Тони Эттвуда доступен по адресу www.tonyattwood.com.au.
Отзывы о книге от аутичных людей, специалистов и обозревателей:
Энциклопедия о синдроме Аспергера, написанная доступным и не перегруженным специальными терминами языком. Она будет особенно полезной для помощи людям с синдромом Аспергера, родителям и профессионалам в понимании социальных трудностей. В ней удачно соединены научные данные, отчёты от первого лица и клиническая информация.
Превосходен раздел о сенсорной гиперчувствительности. Сенсорные проблемы зачастую не дают людям в спектре аутизма/синдрома Аспергера участвовать во многих социальных мероприятиях из-за того, что стимулы, не беспокоящие большинство людей, оказываются непереносимыми.
Тэмпл Грандин
автор книги «Думая картинками» (Thinking in Pictures) и «Животные в переводе» (Animals in Translation)
Десять лет назад мне попался экземпляр книги Тони Эттвуда «Синдром Аспергера: руководство для родителей и профессионалов» (Asperger’s Syndrome: A Guide for Parents and Professionals). Тогда я понятия не имела, как он изменит меня, мою семью и нашу совместную жизнь. Эта простая, понятная и серьёзная книга сделала для меня то, что никогда и никому не удавалось за всю мою жизнь. Проще говоря, она ответила на все мои «почему» о том, кем я была, и в итоге дала «кирпичики», которые позволили мне стать той, кто я сегодня: счастливая и уверенная, с хорошей работой, замужняя мать троих детей.
Я понимаю, что не похоже на выдающуюся биографию, но для человека вроде меня — у кого синдром Аспергера был выявлен только после 30 лет — это просто потрясающе.
Пока я не прочитала книгу доктора Эттвуда, всё, что касалось меня, было под постоянной угрозой исчезновения, через которую мне приходилось продираться всю жизнь. Мой брак, моя самооценка, моя идентичность, моё умение строить отношения и сохранять работу — во всём этом я тыкалась как слепой котёнок, в то время как окружающие думали, что мне это далось легко и непринуждённо. Доктор Эттвуд, или святой Тони, как я называю его, дал мне силы открыться миру и признать, что я только притворяюсь нормальной.
Эти силы спасли мне жизнь, в этом я совершенно уверена. И сейчас святой Тони написал новую книгу, и она замечательная. «Полное руководство по синдрому Аспергера» — это всеобъемлющее руководство, наполненное полезной информацией, современными исследованиями, и что самое важное — полезными советами и воодушевлением для тех, у кого есть синдром Аспергера, и тех, кто стремится поддержать нас.
Лиан Холлидей Уилли (Liane Holliday Willey), EdD (доктор педагогики)
автор книги «Притворяясь нормальной. Жизнь с синдромом Аспергера» (Pretending to be Normal: Living with Asperger’s Syndrome)
Основываясь на исследованиях последних 30 лет и личном опыте, но при этом в очень доступной манере, доктор Эттвуд выводит понимание синдрома Аспергера на новый уровень.
Оживляя изложение личными историями и понятными объяснениями, Тони показывает читателю практические решения бесчисленных сложностей, с которыми сталкиваются люди с синдромом Аспергера, и позволяет им максимально использовать свои сильные стороны для того, чтобы жить насыщенной и продуктивной жизнью. Эта книга незаменима для всех, особенно людей с синдромом Аспергера.
Стивен Шор, AbD (профессор)
автор книги «За стеной. Личный опыт: аутизм и синдром Аспергера»
«Полное руководство по синдрому Аспергера» Тони Эттвуда — благо для всех, кто сталкивается с этим непростым состоянием в своей повседневной жизни. Книгу отличают здравый смысл и мудрость, приобретённые годами клинического опыта, и полные сочувствия советы для множества проблемных ситуаций, живо проиллюстрированные клиническими случаями. Это полный, всеобъемлющий и прекрасно написанный современный обзор того, что в настоящее время известно о синдроме Аспергера. Я бы рекомендовала эту книгу в качестве важнейшего источника не только тем, кто хочет узнать о синдроме Аспергера или расширить свои знания, но и профессионалам, которые получат более полное, компетентное и глубокое представление о синдроме, чем может в настоящее время дать какой-либо другой источник.
Ута Фрит
ведущий специалист по психологии развития
Эту книгу следует считать важнейшим ресурсом для специалистов, имеющих дело с детьми, подростками и взрослыми с синдромом Аспергера.
British Journal of Occupational Therapy (Британский журнал эрготерапии)
Это — блестящая книга, остающаяся моим верным помощником в работе с клиентами с синдромом Аспергера. Пользуйтесь ею!
Speech and Language Therapy in Practice (Практическая логопедия)
«Бесценная» и «важнейший источник информации» — эти слова часто можно встретить в обзорах, но они действительно применимы к этой книге. Кроме того, слова «полное руководство» слишком часто встречаются в названиях книг, но в этом случае название оправдано и совершенно точно.
www.familyonwards.com
Содержание книги:
Вступительное слово
Предисловие к русскому переводу
Новое введение 2014 г.: диагностические критерии DSM-5 для расстройства аутистического спектра
Предисловие к первому изданию
1. Что такое синдром Аспергера?
1.1. Пути к диагнозу
1.2. Зачем добиваться получения диагноза?
1.3. Стратегии компенсации и адаптации при имеющихся отличиях
1.4. Каковы преимущества и недостатки наличия диагноза?
1.5. Ключевые моменты и стратегии
2. Диагностика
2.1. Опросники и шкалы для скрининга на синдром Аспергера
2.2. Диагностическое обследование
2.3. Актуальные диагностические критерии
2.4. Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм?
2.5. Какова распространённость синдрома Аспергера?
2.6. Диагностическое обследование девочек
2.7. Диагностическое обследование взрослых
2.8. Завершение диагностического обследования
2.9. Уверенность в диагнозе
2.10. Ключевые моменты и стратегии
3. Социальный интеллект и дружба
3.1. Одиночество
3.2. Оценка навыков социального взаимодействия
3.3. Мотивация иметь друзей
3.4. Важность дружбы
3.5. Поощрение и поддержание дружбы
3.6. Прогноз развития социального интеллекта
3.7. Ключевые моменты и стратегии
4. Насмешки и травля
4.1. Виды насмешек
4.2. Что такое травля?
4.3. Как часто травят детей с синдромом Аспергера?
4.4. Почему дети с СА чаще становятся жертвами?
4.5. Признаки травли
4.6. Влияние травли на детей с синдромом Аспергера
4.7. Стратегии для снижения частоты травли и её последствий
4.8. Ключевые моменты и стратегии
5. Модель психического
5.1. Влияние нарушенной МП на повседневную жизнь
5.2. Методики для развития модели психического
5.3. Программы по тренировке модели психического
5.4. Ключевые моменты и стратегии
6. Понимание и выражение эмоций
6.1. Оценка умения понимать и выражать эмоции
6.2. Тревожные расстройства
6.3. Депрессия
6.4. Гнев
6.5. Любовь
6.6. Когнитивная поведенческая терапия
6.7. Резюме и подведение итогов
6.8. Ключевые моменты и стратегии
7. Специальные интересы
7.1. Развитие специальных интересов
7.2. Категории интересов
7.3. Интересы девочек и женщин
7.4. Функции специальных интересов
7.5. Точка зрения родителей
7.6. Точка зрения клинициста
7.7. Обучение тому, когда можно говорить об интересе
7.8. Специальные интересы: проблема или талант?
7.9. Ключевые моменты и стратегии
8. Речь
8.1. Оценка языковых способностей
8.2. Речевые особенности и трудности
8.3. Искусство разговора
8.4. Методы улучшения разговорных навыков
8.5. Буквальное понимание
8.6. Просодия
8.7. Педантичная речь
8.8. Слуховое восприятие и его искажения
8.9. Беглость речи
8.10. «Аспергерский язык»
8.11. Иностранные языки
8.12. Ключевые моменты и стратегии
9. Когнитивные способности
9.1. Профиль способностей в тестах на интеллект
9.2. Профиль учебных способностей в школе
9.3. Решение задач
9.4. Способствующие умственному развитию методики
9.5. Знания и личность учителя
9.6. Визуальное мышление
9.7. Интеллектуальная одарённость
9.8. Ключевые моменты и стратегии
10. Координация движений
10.1. Особенности двигательных навыков
10.2. Раннее выявление двигательных нарушений
10.3. Мысленное планирование и координация движений
10.4. Почерк
10.5. Занятия и стратегии для улучшения координации движений
10.6. Непроизвольные движения или тики
10.7. Ухудшение двигательных навыков
10.8. Мастерство в двигательных навыках
10.9. Ключевые моменты и стратегии
11. Сенсорная чувствительность
11.1. Сенсорная перегрузка
11.2. Диагностическое обследование и критерии
11.3. Чувствительность к звукам
11.4. Тактильная чувствительность
11.5. Чувствительность к вкусам и запахам
11.6. Визуальная чувствительность
11.7. Чувство равновесия и восприятие движения
11.8. Восприятие боли и температуры
11.9. Необычная обработка сенсорной информации
11.10. Ключевые моменты и стратегии
12. Жизнь после школы: колледж и карьера
12.1. Профессии, подходящие для людей с синдромом Аспергера
12.2. Стратегии успешного трудоустройства
12.3. Психологическая ценность трудоустройства
12.4. Ключевые моменты и стратегии
13. Долгосрочные отношения
13.1. Выбор партнёра
13.2. Проблемы во взаимоотношениях
13.3. Методы укрепления отношений
13.4. Если у родителя синдром Аспергера
13.5. Ключевые моменты и стратегии
14. Психотерапия
14.1. Узнать о внутреннем мире друг друга
14.2. Я-концепция
14.3. Терапия для становления самоидентичности
14.4. Ключевые моменты и стратегии
15. Часто задаваемые вопросы
15.1. Что является причиной синдрома Аспергера?
15.2. Должен ли я давать разъяснения о диагнозе ребёнку?
15.3. Когда и как Вы даёте разъяснения о диагнозе?
15.4. Есть ли у людей с СА склонность к преступлениям?
15.5. Может ли СА быть ошибочно принят за шизофрению?
15.6. Каков долгосрочный прогноз?
15.7. Что случилось с Джеком?
Глоссарий
Ресурсы
Литература
Предметный указатель
Именной указатель
Юридические и издательские данные:
Формат: 165×235 мм
Обложка: мягкая
Подписано к печати: 31.03.2022 г.
Компьютерная верстка: Алексей Восков, Гюнай Сеидова
Автор обложки: Айша Маммадли
Оформление обложки: Рафаэль Гасым
Перевод на русский язык: Антонина Стейнберг, Алексей Восков
Редактор: Вера Жибуль
Книга отпечатана в издательстве Ганун
Баку, AZ 1102, пр. Тбилиси, 76
Тел: (+994 12) 431–16–62; 431–38–18 Моб: (+994 55) 212–42–37
e-mail: info@qanun.az
www.fb.com/Qanunpublishing
www.qanun.az
www.instagram.com/Qanunpublishing
ISBN 978-9952-38-141-2
Copyright © Издательство Ганун, 2022
Copyright © Tony Attwood, 2006
This translation of ‘The Complete Guide to Asperger’s Syndrome’ is published by arrangement with Jessica Kingsley Publishers Ltd
www.jkp.com