You are here

Диагностические критерии синдрома Аспергера


DSM-IV

Диагностические критерии по DSM-IV (Справочник по диагностике и статистике психических расстройств)

299.80 Синдром Аспергера

А. Качественное нарушение социального взаимодействия, проявляющееся по меньшей мере в 2-х из следующих:

  1. Заметное нарушение в использовании невербального поведения такого как взгляда глаза-в-глаза, выражений лица, поз тела и жестов, регулирующих социальное взаимодействие;
  2. Неспособность развития отношений со сверстниками, соответствующих уровню развития;
  3. Отсутствие спонтанного поиска разделения радости, интересов или достижений с другими людьми (выражается отсутствием показа, принесения или указывания на объекты интереса другим людям);
  4. Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности;

В. Ограниченное повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность, проявляющееся по меньшей мере в одном из следующих:

  1. Деятельность по одному или более стереотипному и ограниченному интересу, который является аномальным или по интенсивности или по направлению;
  2. Явная жёсткая приверженность к специфическому и нефункциональному распорядку или ритуалу;
  3. Стереотипные и повторяющиеся моторные движения (например, размахивания руками, скручивание рук или пальцев или комплекс движений всем телом);
  4. Настойчивое внимание к частям объектов;

С. Нарушение, являющееся причиной клинически значимой дисфункции в социальной деятельности или в других важных видах деятельности;

D. Отсутствие клинически значимой задержки речи (то есть отдельные слова используются по достижении двухлетнего возраста, связные фразы к трёхлетнему возрасту);

Е. Отсутствие клинически значимого отставания в развитии мышления или в развитии навыков самообслуживания, соответствующих возрасту, адаптации (исключая социальные взаимодействия) и в развитии любознательности к окружающему миру в детские годы;

F. Не подходит под критерии другого специфического первазивного (общего) расстройства развития или шизофрении.

 

Диагностические критерии по МКБ-10 (Международная классификация болезней Десятого пересмотра)

F84.5 Синдром Аспергера

Установление диагноза требует, чтобы произнесение одиночных слов было развито до 2-х лет или ранее и чтобы коммуникативные фразы использовались до 3-х лет или ранее.
Навыки самообслуживания, адаптация и любознательность к окружающей среде в течение первых 3-х лет жизни должны быть на уровне нормального интеллектуального уровня.
Основы моторного развития могут быть каким-то образом нарушены, и моторная неуклюжесть обычное явление (хотя и не обязательный признак).
Изолированные отдельные навыки, часто относящиеся к нарушенной деятельности, встречаются часто, но не требуются для постановки диагноза.
Качественное нарушение в социальном взаимодействии (тот же критерий что и при аутизме).
Ограниченное, повторяющееся и стереотипное поведение, интересы и деятельность (тот же критерий, что и при аутизме).

Данное расстройство, нозологическая самостоятельность которого не определена, характеризуется тем же самым типом качественного нарушения социального взаимодействия, что и типичный аутизм, наряду с ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий. В отличие от аутизма здесь нет общей задержки или отсталости в речи, или в когнитивном развитии. Большинство детей имеют нормальный общий интеллект, но заметно неуклюжи; состояние чаще встречается у мальчиков (8:1). Высоко вероятно, что, по крайней мере, некоторые случаи представляют собой мягкие варианты аутизма, но неясно, действительно ли это так для всех пациентов. У этих расстройств отмечается выраженная тенденция сохраняться в подростковом и зрелом возрасте, и, по-видимому, они представляют индивидуальные особенности, которые не очень подвержены влияниям среды. Изредка в юношеском возрасте развиваются психотические эпизоды.

Диагностические указания: Диагноз основан на сочетании отсутствия какой-либо клинически значимой общей задержки речи или когнитивного развития и наличия (как при аутизме) качественных нарушений в социальном взаимодействии и ограниченных, повторяющихся и стереотипных особенностей поведения, интересов и занятий. Здесь могут быть или не быть проблемы в общении, подобные тем, что отмечаются при аутизме, но наличие значительного отставания в речи исключает диагноз.

 

Критерии диагностики Гиллберга (С. Gillberg, 1989, 1991)

Тяжёлое нарушение в социальном взаимодействии, проявляющееся по меньшей мере в 2 из следующих 4:

  • неспособность взаимодействовать со сверстниками нормальным образом;
  • отсутствие желания взаимодействовать со сверстниками;
  • отсутствие понимания намёков;
  • социально и эмоционально неприемлемое поведение.

Всё исключающий узкий интерес, проявляемый по меньшей мере одним из следующих 3:

  • исключение другой деятельности;
  • повторяющееся «залипание»;
  • более развитое механическое запоминание, чем логическое.

Повторяющееся следование распорядку, что проявляется по меньшей мере в 1 из следующих 2:

  • следование распорядку (в аспектах жизни) возлагается на себя;
  • требуется от других.

Языковые и речевые проблемы, проявляющиеся по меньшей мере в 3 из последующих 5:

  • задержка развития речи;
  • внешне правильная экспрессивная речь;
  • формальная, педантичная речь;
  • плохая просодика, необычные голосовые характеристики;
  • нарушение понимания, включая неправильную интерпретацию подразумеваемых значений.

Проблемы невербальной коммуникации, проявляющиеся по крайней мере в 1 из последующих 5:

  • ограниченное использование жестов;
  • неуклюжий/неловкий язык движений;
  • выражения лица ограничены
  • неподходящие выражения;
  • странный фиксированный взгляд.

Моторная неуклюжесть, которая представлена низкими показателями при исследовании психического развития.

 

Критерии диагностики Сзатмари (Szatmary, 1989)

Одиночество, проявляющееся по меньшей мере в 2 из последующих 4:

  • нет близких друзей;
  • избегает других людей;
  • нет интереса к приобретению друзей;
  • одиночка.

Нарушенное социальное взаимодействие, проявляющееся по крайней мере в 1 из следующих 5:

  • обращается к другим только со своими нуждами;
  • неуклюжее социальное обращение;
  • односторонние отношения со сверстниками;
  • трудности в осознании чувств других;
  • отстранённость от переживаний других людей.

Нарушенная невербальная коммуникация, проявляющаяся по меньшей мере в 1 из следующих 7:

  • выражения лица ограничены;
  • не способен читать эмоции по выражению лица других;
  • не способен передавать информацию с помощью глаз;
  • не смотрит на других;
  • не использует руки для самовыражения;
  • жесты большие и неуклюжие;
  • подходит слишком близко к другим.

Плохая речь, проявляющаяся по меньшей мере в 2 из следующих 6:

  • нарушения в интонации;
  • говорит слишком много;
  • говорит слишком мало;
  • неспособность включиться в разговор;
  • идиосинкразическое употребление слов;
  • повторяющаяся речь.

Не подходит под критерии аутичного развития.