You are here

Франческа Хаппе и Ута Фрит: "Является ли аутизм первазивным расстройством развития?"


group

J. ChildPsychol. Psychiat. Vol. 32, No. 7, pp. 1167–1168, 1991
Отпечатано в Великобритании.


Является ли аутизм первазивным расстройством развития?
Обсуждение и аргументация: насколько полезен термин "ПРР"?

Мы хотели бы предположить, что "Первазивные расстройства развития" (ПРР) — термин неподходящий и неинформативный. Он используется как в DSM-III-R, так и в МКБ-10 (проект)1, относясь к расстройствам, "характеризующимся качественными нарушениями в развитии реципрокного социального взаимодействия, в развитии вербальных и невербальных коммуникативных навыков и в деятельности воображения" (DSM-III-R). По существу, ПРР охватывают детей с триадой нарушений Уинг (Wing & Gould, 1979) — детей в континууме аутизма.

Термин "первазивный" (всепроникающий) представляется нам вводящим в заблуждение потому, что он может быть понят на множестве различных уровней: мозга, познания, поведенческих и социальных следствий. Подразумеваемый контраст со "Специфическими расстройствами развития" ещё больше запутывает вопрос. Специфическое нарушение чтения2, например, может быть "специфическим" на уровне поведения и, возможно, в смысле лежащего в его основе когнитивного дефицита, но может иметь последствия, распространяющиеся по "эффекту домино", в плане социальных затруднений (академическое отставание, правонарушения, низкая самооценка) (Snowling, 1987). Расстройства из континуума аутизма не воздействуют на все функции ни на каком из этих уровней. На биологическом уровне это доказывается трудностями с обнаружением каких-либо согласующихся аномалий в мозгу у аутичных людей, не говоря уже о признаках первазивных аномалий (Schopler & Mesibov, 1987). На когнитивном уровне аутичные люди могут обладать удивительно хорошей механической памятью, среди других навыков (Hermelin & O'Connor, 1970). На уровне поведения навыки повседневной жизни часто не нарушены (Volkmar et al., 1987). На уровне социальной адаптации аутизм является первазивно инвалидизирующим расстройством лишь в той степени, в какой наш мир первазивно социален.

"ПРР" — неинформативный термин, потому что он не описывает природу нарушений в охватываемых им расстройствах. Тем не менее, имеется природа расстройства — триада нарушений коммуникации, социализации и воображения — которая наиболее однородна в этой группе (Wing, 1988). Что менее всего согласуется среди пациентов, охватываемых термином "ПРР", так это тяжесть нарушений — и это всё, на что термин "ПРР" указывает.

Кроме того, "ПРР" — бесполезное название, поскольку оно не даёт выигрыша в усилиях по информированию публики об аутизме. СМИ, политики и представители широкой общественности только начинают понимать нужды аутичного человека. Нам следует развивать и использовать эти знания, а не преподносить этих людей с новым и полностью неинформативным термином.

Мы хотели бы предложить поэтому, чтобы группе расстройств, в настоящее время обозначенной как "ПРР", было дано более подходящее название, такое как "расстройства аутического спектра" (РАС).

Франческа Хаппе
Ута Фрит

Ссылки:

Hermelin, B. & O'Connor, N. (1970). Psychological experiments with autistic children. Oxford: Pergamon Press.

Schopler, E. & Mesibov, G. B. (1987). Neurobiological issues in autism. New York: Plenum Press.

Snowling, M. (1987). Dyslexia: a cognitive developmental perspective. Oxford: Blackwell.

Volkmar, F. R., Sparrow, S. S., Goudreau, D., Cicchetti, D. V., Rhea, P. & Cohen, I. D. (1987). Social deficits in autism: an operational approach using the Vineland Adaptive Behavior Scales. Joumal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry, 26, 156–161.

Wing, L. (1988). The continuum of autistic characteristics. In E. Schopler & G. M. Mesibov (Eds), Diagnosis and assessment in autism. New York: Plenum Press.

Wing, L. & Gould, J. (1979). Severe impairments in social interaction and associated abnormalities in children; epidemiology and classification. Joumal of Autism and Developmental Disorders, 9, 11–29.

 

1 Публикация вышла в 1991 г. В настоящее время используются DSM-V и МКБ-10 (приняты в 2013 и 1990 гг. соответственно). — Прим. перев.

2 Дислексия. — Прим. перев.
 


Представленный выше материал — перевод текста "Is Autism a Pervasive Developmental Disorder? Debate and Argument: How useful is the "PDD" label?".