You are here

Стоматолог: как подготовиться к посещению

Поход к стоматологу может причинить очень много стресса людям в спектре аутизма и их опекунам. Здесь описаны некоторые стратегии, способные помочь снизить его.

stom

Возможные причины негативного настроя

Недостаток понимания

Некоторые люди не понимают цели посещения кого-то, кто смотрит им в рот, использует странное оборудование, и при этом от них ожидается, что они будут лежать в кресле с большой лампой, ярко светящей им прямо в лицо. Они могут не понимать важность здоровья зубов и дёсен и последствий пренебрежения регулярными посещениями врача.

Сенсорные особенности

Один из главных факторов, провоцирующих тревожность — это особенности сенсорного восприятия. Рты чрезвычайно чувствительны, а для аутичного человека ощущение холодного инструмента, вводимого в его рот, может быть очень болезненным. Вдобавок к этому шум бормашины и чистящих инструментов также может представлять проблему. Иногда вкус жидкости для промывки рта или используемых паст также может вызвать побочные эффекты. Также могут иметь место другие сенсорные факторы, способные вызвать стресс, такие как парфюмерия, усы или цвет одежды стоматолога.

Вторжение в личное пространство

Стоматологи — одни из немногих специалистов, которых мы пускаем в своё личное пространство. Большинству людей это доставляет дискомфорт, но они понимают, что стоматологу нужно подойти ближе, чтобы обследовать зубы. Для аутичных людей эта близкая дистанция может доставлять чрезвычайно сильное беспокойство.

Стратегии помощи

Рассмотренные ниже стратегии зависимы от уровня понимания человека и его индивидуальных потребностей и должны быть адаптированы в соответствии с ними.

Подготовка

В результате прошлого негативного опыта многие опекуны по понятным причинам избегают говорить своему подопечному о посещении стоматолога вплоть до самой последней минуты или же до дня визита. Но даже если это и может сначала изменить поведение, в большинстве ситуаций лучше попытаться и информировать человека как можно раньше. Это может оказаться сложным, если он плохо владеет концепцией времени. В подобном случае способно помочь использование визуальных подсказок (например, календаря).

Если для человека это первый визит к стоматологу, рассмотрите возможность пойти с ним посетить здание, встретиться со стоматологом и другим персоналом клиники перед началом какого-либо лечения. Возможно, вы пожелаете показать ему оборудование, которым будет пользоваться стоматолог, и то, как оно работает.

Также важно подготовить стоматолога и остальной персонал, дав всю необходимую информацию о потребностях человека, чтобы они смогли внести соответствующие изменения в процедуры.

Попытайтесь добиться того, чтобы ваш визит был первым за день — возможно, даже забронируйте удвоенное время. Это снизит шансы того, что стоматолог задержится с предыдущим пациентом и даст ему достаточно времени, чтобы не ощущать спешки.

Социальные истории (Social stories™)

Социальные истории — это эффективный способ донести информацию о каком-либо виде деятельности и о причинах ей заниматься. Например, о том, что происходит у стоматолога и почему нам надо ходить на осмотры.

Книги с историями

Существует множество простых книг с историями о посещении стоматолога, которые могут вам помочь, например, "I know why I brush my teeth" ("Я знаю, зачем я чищу зубы"), Topsy and Tim go to the dentist ("Топси и Тим идут к стоматологу"), Sensitive Sam visits the dentist ("Чувствительный Сэм посещает стоматолога").

Расписать посещение по пунктам

Вы можете использовать визуальные подсказки, такие как последовательность рисунков или фотографий, где показаны шаги, из которых состоит посещение стоматолога. Это может помочь человеку понять, что будет происходить дальше и когда будет завершён каждый шаг. Вы также можете включить картинку-награду в конец последовательности, на которой показано то, что он получит и что он с нетерпением ждёт.

Индикаторы времени

Используйте визуальные или звуковые таймеры (например, песочные часы, зуммеры, будильники на мобильном телефоне), чтобы помочь человеку понять, что переживаемый опыт ограничен во времени.

Вещи для комфорта и отвлечения

Позволение человеку взять с собой в кабинет стоматолога вещи для комфорта может помочь занять или отвлечь его. Для некоторых людей прослушивание музыки в наушниках или музыка на заднем фоне может быть хорошим подспорьем.

Седация

Некоторым людям опыт посещения стоматолога кажется настолько невыносимым, что может понадобиться рассмотреть возможность седации. Если вы чувствуете, что это тот самый случай, вам понадобится поговорить с вашим стоматологом и другими специалистами-медиками для рассмотрения этой возможности.

См. также текст "Как сделать стоматологии дружественнее к аутистам".

Как найти стоматолога

Ваши местные органы здравоохранения (Clinical Commissioning Group (CCG) или Health Board) должны быть в состоянии помочь вам найти стоматолога с опытом работы с людьми с особыми потребностями. Также более объёмные списки стоматологов можно найти по адресам:

  • NHS Choices in England (Поиск специалистов от Национальной службы здравоохранения Англии),
  • Health and Social Care Northern Ireland (Здравоохранение и социальная защита Северной Ирландии),
  • NHS24 in Scotland (Национальная служба здравоохранения в Шотландии),
  • NHS Direct in Wales (Уэльский округ Национальной службы здравоохранения),
  • The British Dental Association (Британская стоматологическая ассоциация).

Общая информация о здоровье полости рта

Британское общество детской стоматологии создало доступный для скачивания буклет под названием "Советы для родителей детей с аутизмом" ("Advice for parents of children with autism"), который содержит информацию о чистке зубов дома, диете и здоровье полости рта, а также о том, как выбрать врачей для вашего ребёнка. У национальной службы здравоохранения Великобритании есть более общая информация о том, как ухаживать за своими зубами.

Представленный выше материал — перевод текста "Dentist: preparing for a visit".