You are here

Травля на рабочем месте

В данной статье объясняется, что такое травля, как понять, что вас травят, какая возможна помощь в случае травли, и где найти поддержку. Также цель этой статьи – помочь вам на рабочем месте и предложить рекомендации по общению и адаптации на работе.

bullying

Что такое травля

Травля – это то же самое, что оскорбления и издевательства. Это значит, что один человек или группа людей, преднамеренно причиняют вред другому человеку или осознанно ведут себя оскорбительно и недобро с ним. Например, травля может включать шутки об инвалидности человека или грубые замечания о чужой сексуальной ориентации. Человека могут травить с помощью определенного стиля речи, слов или манер (например, вербальные оскорбления) или с помощью своих действий (например, оскорбления действием). Травля может происходить более скрытым образом, например, включать принуждение или манипуляции с целью вынудить вас что-то сделать, исключение вас из общей деятельности или недобрые слова у вас за спиной.

Никто не обязан мириться с травлей на работе. Каждый имеет право на то, чтобы к нему обращались с достоинством и уважением. Травля и оскорбления недопустимы. Ваш работодатель несет ответственность за то, чтобы защищать вас от травли и оскорбительного поведения. Работодатели должны предпринимать меры по профилактике травли и устанавливать процедуры подачи жалоб, чтобы облегчить помощь и поддержку пострадавшим от травли.

Обычно люди выделяют два вида травли: прямая травля и непрямая травля. Иногда проще понять, если человек травит вас напрямую, но даже прямую травлю бывает трудно интерпретировать. Примеры прямой травли включают:

  • грубые замечания
  • шутки и замечания о вашей инвалидности
  • оскорбления в ваш адрес с помощью слов или поведения
  • навязчивое и придирчивое наблюдение за вашей работой или другие злоупотребления властью и должностью
  • нежелательное сексуальное внимание – прикосновения, слишком близкая дистанция, демонстрация вам оскорбительных материалов сексуального содержания
  • попытки унизить вас перед другими коллегами
  • физическое насилие.

Вам может быть труднее сказать, подвергаетесь ли вы травле, если травля является скрытой или непрямой. Примеры непрямой травли включают:

  • лишение вас возможностей для обучения или повышения
  • постоянные придирки к результатам вашей работы
  • постановка задач и сроков выполнения работы, которые вы в принципе не сможете выполнить
  • исключение вас из группы коллег, отказ приглашать вас на социальные мероприятия
  • распространение порочащих слухов о вас
  • необоснованные комментарии о безопасности вашей занятости, когда вы работаете полностью удовлетворительно; например, когда вам говорят, что вашего предшественника на этой должности уволили за неправильное выполнение работы.

Травля не обязательно происходит лицом к лицу, она может происходить по телефону или когда вас безосновательно постоянно проверяют, в то время как ваши коллеги не подвергаются такому же обращению. Это включает случаи, когда руководитель ведет себя с вами так, как он не ведет себя ни с одним другим сотрудником.

Что делать, если мне кажется, что меня травят?

Если вы думаете, что вас травят, постарайтесь обсудить с кем-нибудь, что конкретно происходит на вашем рабочем месте. Это может быть другой сотрудник, которому вы доверяете, или ваш знакомый не с работы. Иногда трудно понять, ведет ли другой человек себя по-доброму или жестоко. Поведение, которое кажется травлей, может оказаться чем-то другим, и хорошая идея обсудить его с другим человеком и привести конкретные примеры, чтобы услышать непредвзятое мнение. Хорошее место, где можно обсудить эту ситуацию – социальная группа для людей с расстройствами спектра аутизма.

Марк Сегар написал руководство по выживанию для людей с синдромом Аспергера – это руководство по социальным правилам и ситуациям, в котором рассказывается о приемлемом поведении, о том, как понять, является ли человек настоящим другом, и языке тела. Вы можете прочитать книгу Марка Сегара в сети по следующей ссылке: читать.

Есть организации по охране труда, в которые вы можете обратиться, если считаете, что подвергаетесь травле. Если вы не уверены, что можете это сделать, поговорите со своими коллегами на работе. Кто-то из них также мог пострадать от травли или мог наблюдать, как травят вас. С большой вероятностью человек, практикующий травлю, делал своими мишенями и других людей. Очень важно, чтобы вы не пытались справиться с этим самостоятельно – другие люди смогут вам помочь и предложить поддержку.

Вам следует вести дневник с ясным описанием того, что произошло в отношении травли. Иногда события выглядят тривиальными по отдельности, но все вместе демонстрируют их реальные последствия. Письменные доказательства пригодятся вам, если вы решите поднять вопрос о травле. Хорошая запись в таком дневнике должна следовать схеме:

  • что произошло
  • когда произошло
  • кто еще там присутствовал
  • что сказали или сделали другие люди
  • что вы почувствовали в результате.

Если вы являетесь членом профсоюза и у вашего профсоюза есть представитель по безопасности там, где вы работаете, то вы можете договориться о встрече с ним и обсудить, что происходит. С представителем профсоюза можно побеседовать конфиденциально, и он может предложить совет и поддержку. Эта поддержка означает, что они могут сами поговорить с тем, кто вас травит, или помочь в подаче официальной жалобы. Эта поддержка должна продолжаться на протяжении всей процедуры.

Рекомендации по общению и адаптации на работе

Очень полезно, если на рабочем месте у вас будет наставник, или конкретный человек, с которым вы можете обсудить проблемы. Вы сможете обсудить с таким человеком неписаные правила офиса, и он сможет поправить вас, если вы запутались в данных вам инструкциях. Иногда полезно иметь кого-нибудь, чтобы поговорить о проблемах на месте работы. Менеджер или сотрудник отдела кадров может назначить вам наставника на рабочем месте. Это должен быть кто-то, кому вы доверяете, так что подумайте о людях на работе, с которыми вам комфортно, прежде чем обсудить этот вопрос с менеджером или сотрудником отдела кадров. Не обязательно, чтобы этот человек непосредственно работал с вами. Полезно встречаться с вашим наставником через запланированный срок, чтобы обсудить с ним события по мере их происшествия и разобраться с ними на ранней стадии, чтобы проблемы не накапливались с течением времени.

На каждом рабочем месте есть ряд негласных правил и было бы полезно обсудить их с наставником. Эти правила свои для каждой организации, и иногда это даже относится к разным отделам одной и той же организации, так что важно обсудить их с кем-нибудь. Примеры таких правил включают:

  • предложить всем кофе, если вы делаете кофе себе (в зависимости от размера команды)
  • пользоваться своей собственной кружкой и мыть все, чем вы воспользовались
  • договоренности о пакетиках чая/кофе/молоке – должны ли вы докупать их в общий запас, если вы им пользуетесь? Что нужно сделать, если вы допили молоко?
  • договоренности о перерыве на обед – должен ли кто-то оставаться в офисе во время перерыва на обед? Если да, то существует ли ротация в том, когда люди уходят на перерыв?

Вы можете поговорить с наставником о различных уровнях отношений, существующих на работе. В целом отношения на работе более формальны, чем среди друзей или членов семьи. Некоторые вещи, которые мы говорим близким друзьям или родственникам, нельзя говорить на работе, некоторые темы не подходят для обсуждения на работе.

То, о чем люди говорят на работе, и то, как они об этом говорят, иногда называют офисной болтовней, и это также тема, которую можно обсудить с наставником. Офисная болтовня – это вид разговора между коллегами по работе, особенно теми, кто работает в открытом офисе. Национальное аутичное общество опубликовало книгу "Язык тела и коммуникация", в которой есть советы о том, как участвовать в подобной болтовне. Как правило, это не постоянный разговор, а просто серия коротких бесед, которые происходят в течение дня. Обычно при этом люди не прекращают то, чем они занимаются. Чтобы присоединиться к болтовне, люди остаются за своими столами и продолжают работать, беседуя.

Как правило, это хорошая идея обращать внимание на такую беседу. Если вы никак не будете на нее реагировать, люди могут посчитать вас грубым. Хотя офисная болтовня редко имеет какую-либо цель, она является методом развития хороших рабочих отношений с коллегами и способом почувствовать себя одним из них (Perks, 2007). Вы можете решить, что вам нужно инициировать офисную болтовню. Если это так, то подходящие темы для разговора включают:

  • погоду
  • недавнюю телевизионную программу или фильм
  • недавнее спортивное событие.

Примерами неадекватных тем для такого разговора являются:

  • деньги (в том числе то, сколько зарабатывают ваши коллеги)
  • критическое обсуждение внешности других людей (например, того что на них надето)
  • личные комментарии о ваших коллегах.

Если вы решили сообщить на работе о своей инвалидности, то, вероятно, вам будет полезно распространить информацию о синдроме Аспергера среди ваших коллег. Если это вызывает у вас дискомфорт, то вы можете попросить менеджера или наставника распространить эту информацию. Данная информация должна содержать общие сведения о том, что такое синдром Аспергера, и сведения о разумных приспособлениях, которые могут помочь вам в работе. Примеры таких разумных приспособлений включают:

  • предоставление инструкций и задач в письменном виде
  • краткие и четкие инструкции
  • разбивка крупных задач на маленькие компоненты
  • постоянный распорядок выполнения рабочих задач, чтобы лучше структурировать ваш рабочий день
  • просьба, чтобы люди сообщали вам, если вы слишком долго говорите об одном и том же предмете, который относится к вашим специальным интересам.

Вы также можете поговорить со своим менеджером или сотрудником отдела кадров о том, чтобы договориться о семинаре об аутизме/синдроме Аспергера для всех сотрудников. Есть организации, которые предлагают такие семинары, и они помогут вашей команде лучше понять ваши потребности, что может привести к более доброжелательному для вас рабочему месту.

Представленный выше материал — перевод текста "Bullying in the workplace".