You are here

О невыраженных сенсорных перегрузках: личный опыт

За последние несколько лет понятие сенсорной перегрузки при аутизме стало значительно более известным, что способствует осознанию людьми своих проблем и особенностей. Также появились её видеосимуляции (Ролик от NAS (сенсорная перегрузка в автобусе), Autisim (симулятор сенсорной перегрузки)), см. также обзор "Симуляторы сенсорной перегрузки". Но при этом часть аутичных людей не распознаёт сенсорные перегрузки у себя как по видеороликам, так и по текстовым описаниям.


doubt

Примеры текстов, описывающих перегрузку:

Среди этих людей был и я, автор статьи, и мне хочется рассказать, почему так происходит и как с этим справиться.

Причина неузнавания

С моей точки зрения, нераспознание перегрузок после ознакомления с их описаниями происходит по следующим причинам:

  1. Видео с перегрузкой рассчитаны на нейротипиков (т.е. людей без расстройств аутистического спектра) и могут показаться преувеличением или гротеском части аутичных людей. Это связано с тем, что сенсорное восприятие нейротипиков обычно стабильно и для имитации сенсорной перегрузки нужны более сильные стимулы.
  2. Тексты и видео зачастую описывают очень выраженные сенсорные перегрузки, характерные не для всех людей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
  3. На видео может быть сложно передать такие аспекты сенсорной перегрузки, как ощущение дереализации, застревание внимания на одном предмете, слабовыраженную фрагментацию восприятия, изменение ощущения своего тела и т.п.

Всё это приводит к тому, что сенсорные перегрузки не всегда распознаются, и как следствие — к недооценке собственных проблем. Ситуацию можно отчасти сравнить с тем, что многие аутичные люди не распознали РАС у себя после просмотра фильма "Человек дождя". В этом фильме был показан случай "классического" аутизма, картине которого РАС далеко не всегда соответствует.

Возможные варианты не очень выраженных сенсорных перегрузок по различным каналам восприятия:

  • По зрительному каналу — затруднение с переключением внимания, сложность восприятия картины в целом, "уплощение" картинки.
  • По звуковому каналу — звуки смешиваются в "кашу", из речи других людей выпадают слоги или слова, может меняться субъективное восприятие громкости звуков. Эффект может быть не очень выраженным, но всё же заметным на фоне нейротипичных людей (которые спокойно продолжают разговор).
  • По тактильному каналу — повышенная восприимчивость к некоторым видам тканей, текстур, прикосновений. Может проявляться в весьма специфических случаях (например, реакция только на какой-то специфический вид прикосновений).

При этом такая сенсорная перегрузка может не вызывать "отключки", нервного срыва (мелтдауна), полной дезориентации, а проявляться в виде ощущения дереализации, частичной дезориентации, изменений в тактильном восприятии собственного тела, громкости звуков и т.п. За счёт необычности этих ощущений возможен подъём тревожности и даже панические атаки.

Следует отметить, что изменённое состояние сознания, похожее на дереализацию или транс и нередко сопутствующее сенсорной перегрузке, плохо поддаётся передаче в видеосимуляторах. При этом оно может играть довольно заметную роль при невыраженной перегрузке, когда распад восприятия на фрагменты и/или резкое обострение восприятия стимулов не наступает. Природа этого эффекта не вполне понятна, но может быть связана с влиянием сенсорной перегрузки на концентрацию внимания, тактильное восприятие и проприоцепцию (мышечное чувство, ответственное за восприятие состояния мышц тела).

Важно помнить, что возможна перегрузка по нескольким каналам восприятия сразу. Причём перегрузка одного из каналов вызывает изменённое восприятие в другом канале, например:

  • Шум в торговом центре и перегруженность слухового канала может несколько фрагментировать зрительное восприятие. Например, становится сложнее понять, что лежит на полках, и найти нужный предмет.
  • Длительный тактильный контакт (например, на танцах, при объятиях и т.п.) вызывает ухудшения в восприятии речи.
  • Взаимное усиление перегрузок по разным каналам.

Иногда сенсорная перегруженность проявляется неочевидным образом в виде проблем с концентрацией внимания, повышенной утомляемости.

Из-за сравнительной малоизвестности сенсорных перегрузок их можно не распознать и спутать с другими состояниями, например с панической атакой или "вегето-сосудистой дистонией". Также возможно принять дереализацию от сенсорной перегрузки за предобморочное состояние. Такая путаница способна приводить к тому, что человек не понимает, что с ним происходит, и начинает пугаться, что усугубляет проблему.

Зачем нужно осознание сенсорных проблем?

Если нерезко выраженная сенсорная перегрузка сама по себе не приводит у человека к опасным последствиям вроде срывов или полной дезориентации, то, казалось бы, зачем нужно её осознание? Но на то есть важные причины, а именно:

  • Сенсорные перегрузки всё равно могут утомлять и повышать склонность к срывам (мелтдаунам). Это связано с тем, что в таком состоянии сложнее отслеживать свои эмоции и развитие социальной ситуации.
  • Если человек не понимает природы своих ощущений, то сенсорная перегрузка может напугать и привести к панической атаке.
  • Знание своих сенсорных особенностей способно упростить самоконтроль и помочь приспособить окружающую среду (например, дом или рабочее место) под свои нужды и повысить тем самым свою личную эффективность.

Личный опыт осознания сенсорных перегрузок

Хотя некоторые особенности моего сенсорного восприятия были заметны с раннего детства (реакция на громкие и/или "металлические" звуки, метро, некоторые виды тканей и т.п.), впервые наличие у себя необычных ощущений (связанных с сенсорикой) я осознал весной 2000 года в возрасте 14 лет. После того как я упал в обморок на уроке по тревожно-фобическим причинам, я стал замечать необычное состояние сознания, возникающее у меня иногда в классе. Сейчас я бы узнал в нём лёгкую сенсорную перегрузку и счёл бы его причиной неподвижное сидение, неосознанное подавление стимминга и звуки в гулкой аудитории (в том числе еле заметное эхо от голоса учителя), но тогда я думал, что это — предобморочное состояние, и сильно его пугался. Испуг приводил к сильному учащению пульса, поту и частым повторяющимся движениям руками. На младших курсах университета похожие ощущения иногда появлялись в больших, шумных и высоких (около 3 этажей обычного дома) аудиториях, в которых накладывались перегруженность по слуху и боязнь высоты (вероятно, связанная с ухудшенным осознанием положения своего тела в пространстве). На одном из семинаров это состояние однажды привело к "залипанию" на несколько секунд прямо во время моего устного ответа, что напугало преподавателя и удивило одногруппников: они говорили, что я словно "выключился" или "ушёл в транс". Со временем я привык к новым сенсорным стимулам и эти ощущения почти что сошли на нет.

Другое место, где начали проявляться ощущения, похожие на сенсорные перегрузки, — это были бальные танцы, на которые я пошёл в аспирантуре. При этом бывали ситуации, когда на разминке или в ходе самого танца возникало странное ощущение, напоминавшее дурноту от духоты. Но по сравнению с обычной дурнотой возникало ощущение дереализации, изменение тактильной чувствительности и громкости звуков (не сильное). Это даже пару раз привлекло внимание преподавателей, которые спрашивали, всё ли в порядке, т.к. я мог отходить в сторону, стимить и дышать прямо в приоткрытое окно. В то время (2008 год) я уже проходил психотерапию и читал монографию Тони Эттвуда по синдрому Аспергера (Tony Attwood. The Complete Guide to Asperger's Syndrome), и вместе с психотерапевтом пришёл к выводу, что это как-то связано с избытком сенсорных стимулов. Но т.к. сенсорные перегрузки обычно описывались как нечто значительно более выраженное и суровое, я не придал этому значения и перестал пугаться дереализации, что ощутимо помогло.

Впервые с людьми, активно обсуждавшими сенсорные перегрузки, я столкнулся на группе поддержки людей с синдромом Аспергера в Москве в 2011–2012 годах. Наибольшую активность проявляли три участницы, у которых сенсорные перегрузки были резко выраженными и сравнительно легко могли приводить к "отключке" или срывам. Это оказало на меня двоякое действие. С одной стороны, я стал несколько лучше осознавать наличие сенсорного дискомфорта в некоторых ситуациях у себя. С другой стороны, после общения с "суровыми людьми с суровыми перегрузками" у меня сложилось впечатление, что мои особенности восприятия до полноценных перегрузок "не дотягивают". Несколько позже участники группы заметили у меня ряд плохо осознаваемых мной же признаков сенсорной перегрузки, а именно взгляд в пол, необычный наклон головы, усиление стимминга.

Примерно одновременно с началом активного участия в "аспергерогруппе" я стал осознавать наличие у себя сенсорных перегрузок на шумных туристических улицах таких городов, как Шанхай, Бангкок и Паттайя. Когда я делился (теперь уже осознанно) своими ощущениями с нейротипичными друзьями, они говорили, что либо никогда не испытывали ничего подобного, либо испытывали нечто похожее в достаточно экстремальных условиях: с недосыпу, после бурной тусовки в ночном клубе с обильными возлияниями, от психотропных препаратов. Также на форуме сайта "синдром Аспергера" одна из участниц сказала, что даже подобная лёгкая сенсорная перегрузка доставила бы ей массу дискомфорта и она могла бы подумать, что сходит с ума.

С сенсорными перегрузками у меня случилась ещё одна интересная история. В ходе диалога с одним любителем эзотерических практик вроде медитаций или холотропного дыхания он сказал мне (после того как я описал состояние сенсорной перегрузки), что нередко люди специально пытаются вызвать подобные состояния, и что мне в чем-то повезло, что мне его так легко достичь. После этого я стал искать информацию о похожих вещах и стал наталкиваться на тексты, где действительно рассказывалось о вызове у нейротипиков изменённых состояний сознания, напоминающих сенсорные перегрузки, с помощью сенсорной гиперстимуляции. Реакция была двоякая: с одной стороны, были мысли вроде "с жиру бесятся" (т.е. что они пытаются вызвать то, с чем мне приходится бороться), а с другой — что "ничто человеческое им не чуждо".

Резюме

  • Сенсорная перегрузка не обязательно ведёт к истерикам, срывам, отключке или полной дезориентации. У некоторых людей перегрузка может почти никогда не достигать экстремума.
  • Дереализацию и фрагментацию восприятия от сенсорной перегрузки по незнанию можно принять за дурноту от духоты, предобморочное состояние, панические атаки, "вегето-сосудистую дистонию" и т.п.
  • Даже сенсорные перегрузки, не доходящие до экстремума, способны утомлять и повышать вероятность срывов (мелтдаунов). Осознание этого может повысить стрессоустойчивость и личную эффективность.
  • Текстовые описания и видеоматериалы зачастую описывают резко выраженные сенсорные перегрузки, которые бывают не у всех. Также видео зачастую рассчитаны на нейротипиков и могут казаться более сенсорно стимулирующими, чем это задумано.