You are here

Тони Эттвуд: "Жизнь после школы: колледж и работа"

Жизнь после школы: колледж и работа

У аутичного человека, гораздо более определенно, чем у обычного ребенка, уже в ранней юности заметна предрасположенность к определенной профессии. Конкретное направление работы часто естественным образом вырастает из его специальных способностей.

Ганс Аспергер ([1944] 1991)

В последнее десятилетие необычайно возросло число детей, которым был поставлен диагноз "синдром Аспергера". Эти дети вырастают, и многие из них поступают в колледжи или университеты. В прошлом некоторые способные ученики с синдромом Аспергера были неспособны справиться с переходом из школы в колледж, необходимостью более высоких способностей к независимой жизни, а также с академическими и социальными требованиями, предъявляемыми к студентам. Стресс и недостаток поддержки могут привести к развитию тревожного расстройства или депрессии и к отчислению. К счастью, сейчас доступно больше информации о поддержке, необходимой студентам с синдромом Аспергера (Fleisher 2003; Harpur и др. 2004; Palmer 2006).
Некоторые колледжи, университеты и курсы могут подойти человеку с синдромом Аспергера, что поможет принять решение учащемуся, родителям и учителям при обсуждении преимуществ и недостатков каждого из вариантов. Информацию можно получить, загрузив детали курса на соответствующих интернет-сайтах или посетив университет и академические ведомства (факультеты). Студенты и выпускники могут дать отзывы о качестве курсов и академического персонала. Родителей могут интересовать службы поддержки для учащихся с синдромом Аспергера. Если студент зачислен на определенный курс, кто-либо из обучающего или поддерживающего персонала школы может держать связь с университетом и предоставить информацию о поддержке, необходимой их выпускнику.
Некоторые учащиеся с синдромом Аспергера не желают сообщать в университете о своем диагнозе, собираясь начать всё "с чистого листа" и стараясь избежать особого, по сравнению с другими студентами, отношения к ним. В этом случае понадобится обсудить преимущества и недостатки "саморазоблачения" и принять решение о том, сообщать ли в университете об имеющемся диагнозе и о возможности при необходимости получить помощь. Вопрос должен ставиться не о том, стоит ли сообщить об этом, а о том, как сообщить.
Учащийся с синдромом Аспергера должен будет подготовиться к совершенно иному образу жизни, и еще до поступления необходимо принять решение о возможностях помощи в адаптации, финансовой, практической и эмоциональной поддержке. Лучше, если студент с синдромом Аспергера оставался дома, по крайней мере, в течение первого года обучения, и родители могли бы обеспечить помощь в планировании расходов, самообслуживании (стирка, приготовление еды, напоминания о требованиях личной гигиены) и организационной поддержке, которая требуется для своевременного выполнения заданий учебного курса, а также отслеживание уровней стресса у учащегося. Если учащийся должен покинуть дом, об этом должны быть оповещены службы поддержки для выпускников, чтобы они могли при необходимости оказать дополнительную поддержку.
Студент должен решить, какое количество разделов курса он может изучать в течение семестра; разумно будет начать с меньшего, чем максимальное, количества разделов. Студенту с синдромом Аспергера нужно больше "свободного" времени на адаптацию к новому стилю жизни, изучение окружающей обстановки и академических требований. Ему также понадобится руководство, касающееся новых социальных условностей и линии поведения на лекциях и консультациях, работе над заданиями в группе, общению с персоналом по электронной почте. Назначенный "товарищ" из числа студентов или наставник может давать дружеские советы касательно социальных требований и ожиданий.
Студенту предстоит организовать новый ежедневный и недельный распорядок, полезным будет учебный план и начальная помощь в организации и выполнении новых университетских обязанностей. Возможно, студенту с синдромом Аспергера понадобится встречаться с преподавателями чаще, чем другим студентам, чтобы убедиться, что он "на верном пути" и владеет "направлением мысли", соответствующим курсу. Преимуществом будет наличие осведомленного о синдроме Аспергера наставника, который мог бы высказаться в защиту учащегося при обсуждении преподавателями работы студентов.
Когнитивные, социальные, моторные и сенсорные особенности учащихся с синдромом Аспергера должны учитываться при организации заданий по курсу и экзаменов. У студентов могут быть сложности в речевой формулировке своих мыслей и выводов, иногда у них неразборчивый почерк, могут возникать проблемы с общением при выполнении групповых проектов, повышенная чувствительность к критике и неудачам. Отдельные курсы могут спровоцировать сложности с самооценкой, тревожностью и сенсорной чувствительностью. Практическими решениями станут предпочтение печатной, а не устной формы объяснения какой-либо концепции или решения, использование во время экзаменов компьютерной клавиатуры, а не письма от руки, предпочтение индивидуальных, а не групповых заданий. Обучающему персоналу необходимо понять природу синдрома Аспергера и соответственно изменить форму объяснений и требований, а также не смущаться, не обижаться и не раздражаться по поводу вызванных синдромом Аспергера особенностей, демонстрируемых студентом.
Студенческая жизнь – это не только учеба, и человек с синдромом Аспергера, возможно, захочет подружиться с кем-либо и принять участие в общественных мероприятиях. Возможности отдохнуть и приобщиться к общественной жизни могут дать традиционные студенческие общества и клубы. В некоторых университетах есть специальные группы поддержки для студентов с синдромом Аспергера. Такая группа предоставляет советы по многим вопросам, начиная с чувства изоляции в обществе и заканчивая способами улучшения учебных способностей. Студенты старших курсов с синдромом Аспергера могут оказать эмоциональную поддержку "новичкам".
Студенту с синдромом Аспергера полезна и дружба со студентами-"типиками", которые помогут в обучении – поделятся источниками, вычитают эссе, а также окажут поддержку в ситуациях, когда человек с синдромом Аспергера оказывается социально наивным и уязвимым для поддразнивания и насмешек. Могут возникнуть проблемы с взаимоотношением полов и сексуальностью, а также с алкоголем и наркотиками. В таком случае студенту с синдромом Аспергера понадобится помощь как преподавателей, так и товарищей по учебе.
В студенческой жизни возможны стрессы, и человека с синдромом Аспергера надо поощрять к обсуждению своих чувств – беспокойства, злости или грусти, – с консультантом. Когнитивно-поведенческая терапия и стратегии управления эмоциями, описанные в главе 6, могут быть исключительно полезными для студентов с синдромом Аспергера. Мной обнаружено, что причины, по которым студенты с синдромом Аспергера терпят неудачи или оказываются отчисленными с курса, скорее связаны с невозможностью справиться со стрессом, чем с недостатком интеллекта или неспособностью выполнить обязанности учебного курса.
Полагаю, что некоторые колледжи и университеты постепенно приобретут опыт и знания по поддержке студентов с синдромом Аспергера, обладая сотрудниками в академической и обслуживающей сфере, которые понимают и принимают таких студентов. Появится неофициальная "университетская инструкция для студентов с синдромом Аспергера", и такие университеты станут первыми кандидатами при совершении выбора для будущих студентов и их родителей. Некоторые университеты, такие как Оксфордский и Кембриджский, уже имеют репутацию дружественных к эксцентричным талантливым студентам и преподавателям. Интересный результат даст продолжение исследований синдрома Аспергера выпускниками с синдромом Аспергера.
Окончание университета студентом с синдромом Аспергера – более значительное событие для него, чем для обычных студентов, поскольку человек смог адаптироваться к новым условиям жизни, стал более самостоятельным и занял место в новой общественной иерархии. После выпуска встает вопрос о том, что делать дальше. Некоторые взрослые с синдромом Аспергера настолько хорошо адаптируются к университетской жизни, что продолжение академической работы и исследований становится занятием всей их жизни. Другим понадобится решить, как использовать свою университетскую квалификацию в выстраивании новой карьеры.

Подходящие виды занятости для людей с синдромом Аспергера.

Карьеры, невозможной для людей с синдромом Аспергера, не существует. Мне встречалось несколько тысяч взрослых с синдромом Аспергера с самыми разными профессиями, от почтальона с временной занятостью до владельца и директора успешной международной компании. Список этих профессий включает преподавание, политику, авиацию, инженерную работу, психологию, такие виды работы, как электрик, механик, лесничий. У людей с синдромом Аспергера есть особые качества, но также и особые трудности, и нам необходимо выяснить, почему некоторые люди с синдромом Аспергера могут терпеть неудачи с работой, соответствующей их способностям и квалификации. Мы также начинаем вырабатывать стратегии, призванные помочь им найти и выполнять работу, приносящую пользу и удовлетворение.

Качества, необходимые для работы

Ценные качества работника с синдромом Аспергера, скорее всего, будут следующими:
- надежность
- настойчивость, постоянство
- перфекционизм
- способность легко находить ошибки
- технические способности
- стремление к справедливости и честность
- способность давать четкие ответы на стандартные вопросы
- аккуратность
- внимание к деталям
- логичность
- добросовестность
- способность к приобретению знаний
- честность
- способность хорошо себя чувствовать при однообразном распорядке, предсказуемости планов

Однако могут возникать и трудности. Возможны проблемы в следующих отношениях:
- работа в команде
- обязанности менеджера
- методы, основанные на соглашениях
- сенсорное восприятие
- способность уложиться в заданное для работы время
- способность справиться со стрессом и беспокойством при коммуникации
- реалистичные карьерные ожидания
- соответствие работы квалификации (тенденция к превышению уровня квалификации)
- неправильная интерпретация инструкций
- риск упустить возможности
- принятие советов (которые могут быть расценены как критика)
- внешний вид и личная гигиена
- соответствие группе – излишняя доверчивость и уязвимость для насмешек и травли
- проблемы с просьбой о помощи
- трудности в организации и планировании
- разрешение конфликтов: склонность обвинять других
- сложности, связанные с общением.

В целом опыт людей с синдромом Аспергера показывает, что им сложнее, чем обычным людям с такой же квалификацией, найти и сохранить подходящую работу или строить карьеру. Тем не менее, существуют стратегии, службы и ресурсы, которые облегчают достижение успеха в работе.

Стратегии успешного трудоустройства

Первый шаг – основательная оценка профессиональных способностей и опыта. Сюда могут входить познавательные способности, личностные свойства, мотивация, интересы и коммуникативные способности. Существует конспект по вопросам занятости, специально подготовленный для подростков и взрослых с синдромом Аспергера, который помогает определить сильные и слабые места человека в этом отношении и сделать выбор, исходя из предшествующего опыта трудоустройства (Myer 2001). Оценка профессиональных возможностей должна быть проведена за некоторое время до окончания школы, колледжа или университета, чтобы можно было выработать специфические навыки перед началом поиска работы. Это может быть совершенствование коммуникативных способностей, необходимых для работы в команде, искусство поддержания беседы и общения во время перерывов, способы справиться с планами по перемене работы.
Необходима осторожность в отношении выбора определенной карьерной стези. У человека некоторое время могут быть специфические карьерные амбиции и необходимость в помощи при определении их реалистичности, в определении необходимых для них квалификации и опыта. Основой карьеры может стать и специнтерес. Люди с синдромом Аспергера известны своими познаниями, и это возможность, например, для успешной карьеры в области академических исследований по предмету специнтереса. Часто люди готовы принять необычное поведение человека, обладающего глубокими познаниями, например, в идентификации и оценке предметов старины или в решении компьютерных проблем. Способности к визуальному мышлению или десятилетие игры с конструкторами и механизмами – основа для карьеры инженера или механика. Способности к рисованию, пению, игре на музыкальном инструменте, сочинению музыки или написанию фантастических романов могут определить карьеру в области искусства. Чувство общественной справедливости, естественная доброта и тактичность обеспечат успех в профессиях, связанных с установлением справедливости или с заботой о других: учитель, полицейский, медик и т. п., забота о животных. Интерес к языкам, законодательству и математике может стать базой для карьеры переводчика, адвоката или бухгалтера. Интерес к картам может составить основу для работы таксиста, водителя, почтальона.
Некоторые подростки и молодые люди с синдромом Аспергера могут иметь очень слабое представление о том, какая работа будет соответствовать их способностям и характеру. Родители должны познакомить их с опытом разнообразных работ еще во время обучения в школе, чтобы помочь определиться с потенциальной карьерой. Это делается не обязательно ради заработка подростка, поскольку некоторые из работ могут быть неоплачиваемыми, а для усовершенствования связанных с работой навыков и для информирования о возможностях при выборе карьеры. Специалисты по профессиональной подготовке в школе, колледже и университете должны быть информированы о возможностях трудоустройства людей с синдромом Аспергера и обеспечить соответствующую помощь и обучение до выпуска. Для некоторых профессий обучение специфическим навыкам будет наиболее успешным при использовании традиционного метода "мастер и ученик", а не в классе или аудитории.
Следующий шаг – подготовка CV (curriculum vitae, т. е. краткой биографии), которая содержит перечень имеющихся достижений, опыта работы, интересов и способностей, может включать фото- или цифровые копии свидетельств о трудовых достижениях и рекомендательных писем с предшествующих мест работы. Человек с синдромом Аспергера во время собеседования с работодателем, вероятно, выглядит не таким успешным в области навыков общения и "рекламы" своих возможностей, как другие кандидаты, но хорошо составленная и информативная биография (CV) поможет работодателю увидеть больше возможностей, чем демонстрирует кандидат во время собеседования. Человеку с синдромом Аспергера может понадобиться помощь в составлении CV и резюме для приема на работу.
Одной из проблем при составлении биографии и резюме будет сообщение о диагнозе и то, в каком объеме информацию о нем сообщить. Во многом это индивидуальное решение, основанное на многих факторах, существуют две недавние публикации, которыми можно руководствоваться при сообщении о диагнозе (Murray 2006; Shore 2004). Как правило, лучше быть откровенным с работодателем.
Некоторые люди с синдромом Аспергера способны успешно трудоустроиться при минимальной поддержке, но для тех, у кого есть трудности в поиске подходящей работы, можно рекомендовать несколько книг, содержащих советы таким людям, их семьям, агентствам по трудоустройству и работодателям (Fast 2004; Grandin and Duffy 2004; Hawkins 2004; National Autistic Society 2005).
Может понадобиться отрепетировать собеседование о приеме на работу и обсудить с кем-либо из знакомых, стоит ли принимать то или иное предложение работы. Это не тот случай, когда следует принять любое предложение; работа должна подходить человеку с синдромом Аспергера. Неудача с работой может оказать вредоносное влияние на самооценку и снизить вероятность успешного трудоустройства в дальнейшем.
Надо принимать во внимание способность человека справиться со стрессом, и иногда разумнее начать с работы с частичной занятостью и перейти на полную занятость, когда человек приобретет опыт, будет достаточно уверен в себе, чтобы справиться с ней.
После устройства на работу возникают особые проблемы, на которые надо обратить внимание. Лицо с синдромом Аспергера нуждается в помощи и инструктаже на начальном этапе и в дальнейшем относительно требований к работе (особенно если возможны какие-либо неожиданные изменения), навыков общения, необходимых для эффективной совместной работы, организационных навыков, особенно приоритетов в работе и организации времени. Вместе с тем, по моим наблюдениям, наиболее частой причиной потери работы людьми с синдромом Аспергера были проблемы с личной гигиеной. Непосредственный руководитель должен дополнить устные инструкции письменными, чтобы избежать проблем со слуховой памятью, и не объяснять следующего задания, пока не выполнено предыдущее. Работнику с синдромом Аспергера также постоянно нужна поддержка в виде подтверждения успехов, обозначения областей, в которых необходимо совершенствоваться и указаний, как достичь улучшений.
Информация из соответствующей литературы, позитивные взаимоотношения работодателя и работника и время на "притирку»" друг к другу могут оказаться достаточными, чтобы помочь взрослому с синдромом Аспергера наладить длительное успешное сотрудничество. Однако встречаются взрослые с синдромом Аспергера, которым нелегко найти работу и удержаться на ней.
В правительстве поняли, что безработные с синдромом Аспергера, получающие социальные пособия и практическую, денежную и эмоциональную помощь своей семьи, с большой вероятностью приходят к депрессии и низкой самооценке из-за безработицы. В то же время, общество не получает пользы от талантов людей с синдромом Аспергера, если они остаются не трудоустроенными. Чтобы решить эту проблему, была создана и хорошо показала себя поддерживаемая служба трудоустройства.

Служба занятости "Перспектива" (Prospects)

"Перспектива" – совместный проект Британского правительства и Национального общества аутизма, первоначально базировавшийся в Лондоне, но сейчас действующий также в Глазго, Шеффилде и Манчестере. Трудоустройство при помощи этой службы достигло значительной отметки в 70 % на 130 взрослых с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом (Howlin, Alcock and Burkin 2005). Эта служба уже несколько лет обеспечивает людям с синдромом Аспергера консультантов, помогающих найти и сохранить работу. По последним оценкам первых восьми лет работы проекта, основные характеристики синдрома Аспергера, влияющие на трудоустройство, -- это организация труда (особенно организация рабочего времени, концентрация внимания и выполнение более одного задания одновременно), сложности в коммуникации, незрелость социальных навыков, тревожность при переменах.
Большинство рабочих мест принадлежит офисной работе, а также компьютерной и технической индустрии, с трудоустройством прежде всего в крупных частных компаниях и, в то же время, в государственном и общественном секторе, на малых предприятиях и в благотворительных организациях. Цена этой схемы – несколько тысяч фунтов за каждого трудоустроенного; но, обеспечив рабочие места, правительство выиграло, сократив социальные выплаты и получив налоговые поступления от каждого работающего. Выгодным для людей с синдромом Аспергера стало увеличение чистого дохода, повышение самооценки, развитие новых социальных связей и возможности проявить свои особые таланты и возможности.
Исследование и оценка, проведенные "Перспективой", помогли установить соглашение между работодателями и работниками, с которыми обе стороны не справились бы без поддержки специалиста службы занятости.
Консультант по трудоустройству имеет много функций: учитель, социальный работник и психолог, а также "адвокат" и "переводчик" в отношениях между двумя "культурами" с различающимися языками и ожиданиями. Консультант должен знать сильные и слабые стороны потенциального работника, найти подходящую вакансию, подготовить человека к собеседованию, наладить связь между работодателем, подопечным и его семьей, дать инструкции работодателю и, при необходимости, другим работникам и найти того, кто сможет помогать человеку с синдромом Аспергера.
Консультант также должен обеспечивать эмоциональную и практическую поддержку и отслеживать текущую ситуацию на работе в качестве "ремонтника", чтобы предотвратить любую возможность потенциального конфликта или разочарования. Индивидуальная поддержка на начальной стадии интенсивна, до 50 часов в месяц, но постепенно уменьшается всего до нескольких часов в месяц. Быть консультантом для клиентов с синдромом Аспергера – работа сложная, но и приносящая удовлетворение, особенно если качество жизни человека с синдромом Аспергера значительно улучшается, и он получает продуктивную и приятную ему работу.
Интересная инициатива по трудоустройству предложена в Орхусе (Дания). В 2004 году была организована компания для трудоустройства работников с синдромом Аспергера и аутизмом. Эта компания, Specialisterne ("Специалисты"), тестирует электронные приспособления, такие как новые модели телефонов и компьютерные программы. Владелец компании (отец ребенка с аутизмом) специально подбирал работников с синдромом Аспергера из-за их внимания к деталям и способностью наслаждаться повторяющимися тестовыми процедурами. Каждый работник с синдромом Аспергера имеет собственный офис и гибкий рабочий график. В штате есть и сотрудник, решающий персональные и межличностные проблемы работников. На самом деле, это предприятие не уникально, поскольку, по моим наблюдениям, некоторые международные компании в области информационных технологий уже имеют внушительное в процентном отношении количество сотрудников с недиагностированным синдромом Аспергера или, по меньшей мере, с очень похожими личностными свойствами. Кадровые отделы или отделы человеческих ресурсов в крупных компаниях всё более осведомлены о синдроме Аспергера и о том, как можно получить выгоду и развить способности работников с синдромом Аспергера, включая исключение рабочих ситуаций, которые могут быть причиной значительного стресса.

Продвижение по службе

После того, как способности человека с синдромом Аспергера к работе подтверждены, возможна оценка его достижений и возможности повышения. Недавно я встретил мужчину с синдромом Аспергера, который работал в крупной компании – ремонтировал офисное оборудование. Он стал легендой благодаря умению ремонтировать механику и электронику копировальных машин и факсов и способности быстро обнаружить причину проблемы, устранить ее и перейти к следующему заданию. Его начальник приводил его как идеального работника в пример новичкам. В благодарность за отличную работу компания решила назначить его начальником ремонтного отдела и перевести в головной офис.
Но он, хотя и имел природный талант к работе с машинами, не имел такого таланта к работе с людьми. Он не мог постичь офисную политику, личностные взаимоотношения, корпоративную этику, бумажную работу. Он начал путаться в этом и, что типично для взрослых с синдромом Аспергера, не поделился своими трудностями с начальником или с женой. В конце концов напряжение стало слишком сильным для него, и он предпринял попытку самоубийства. Психиатр, рассмотрев историю его развития, выявил синдром Аспергера. Лечение его депрессии было относительно простым: возвращение на ту позицию обязанностей и ответственности, с которой он мог справиться и в которой он мог быть успешным.
Одна из недавних публикаций посвящена проблемам, с которыми сталкиваются взрослые с синдромом Аспергера, работающие в качестве менеджеров, и предлагает ценные рекомендации для них (Johnson 2005). Существуют также стратегии, предполагающие наличие исполнительного секретаря, который мог бы компенсировать сложности с организационными и межличностными вопросами, понимающие подчиненные, которые учитывают потенциально спорную манеру общения начальника и адаптируются к ней, и высшее начальство, которое не поставит человека с синдромом Аспергера в ситуацию, которая спровоцирует невыносимое напряжение у всех работающих.
Существуют и другие стратегии, которые можно применять на протяжении рабочей биографии человека. В конце концов, остается возможность самостоятельной организации своего труда, или, возможно, работы на дому, и совершенствование профессионального опыта в области, не требующей участия в командной работе и иерархии. Например, люди с синдромом Аспергера часто являются прирожденными изобретателями, экспертами и ремесленниками. Однако такому человеку будет полезна помощь членов семьи: совет в ситуации, сложной для человека с синдромом Аспергера – когда требуется хорошо разбираться в людях или есть опасность финансовой эксплуатации; там, где нужен коллега, владеющий навыками общения для взаимодействия с клиентами или предполагаемыми покупателями оборудования / продукции, произведенного человеком с синдромом Аспергера.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ТРУДОУСТРОЙСТВА

Отсутствие работы может вызвать подавленное состояние и у обычного человека, и это в особенности относится к людям с синдромом Аспергера. Депрессия может начаться и если человек выполняет работу, для которой его квалификация слишком высока. Например, после окончания аспирантуры в области информационных технологий человек может получить только место чернорабочего или заполняет полки в супермаркете. Однако обретение работы, удовлетворяющей человека во всех отношениях, может предотвратить клиническую депрессию.
Наконец, я заметил, что некоторые профессии в особенности подходят людям с синдромом Аспергера. Университеты известны своей лояльностью к людям с необычным характером, особенно демонстрирующим оригинальность мышления и преданность предмету своих исследований. Я уже отмечал, что университеты – не только "святилище" знаний, но и "мастерская-убежище" для людей с социальными отличиями.
Существуют и другие карьерные возможности, которые еще не упоминались в этом разделе, но могут подойти людям с синдромом Аспергера. Одна из них – библиотекарь, работающий в спокойной обстановке библиотеки. Еще одна – карьера в армии, подходящая для людей с синдромом Аспергера, которые относительно спокойно переживают стрельбу и не дают воли эмоциям, а также не испытывают дискомфорта при военных действиях. Наконец, это профессии экскурсовода или телепродавца, предполагающие отработанный сценарий и односторонний тип коммуникации и по этой причине идеальные для человека с синдромом Аспергера.
Безработность – это не только отсутствие дохода, но и отсутствие конкретной цели и структуры дня, недостаток ощущения собственной значимости и, особенно для людей с синдромом Аспергера, утрата самоидентичности. Карьера или профессия, соответствующая способностям и характеру человека с синдромом Аспергера, может обеспечить так необходимые ему самооценку и самоидентичность, а также смысл продолжения жизнедеятельности. Когда я прошу людей с синдромом Аспергера рассказать о себе, они обычно описывают то, что они делают, свою работу или специнтерес, а не семью или социальный статус. То же сказала мне Темпл Грандин: "Я – это то, что я делаю".

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И СТРАТЕГИИ

• Колледж и университет:
° Когда студент зачислен на определенный курс, кто-либо из учебного или поддерживающего персонала школы должен поддерживать связь с университетом, чтобы предоставить информацию и помощь выпускнику, ставшему студентом.
° Предпочтительно, чтобы студент с синдромом Аспергера жил дома, по крайней мере, в течение первого года учебы в колледже, чтобы родители могли помочь с денежными вопросами, самообслуживанием и организационными аспектами, связанными со своевременным выполнением учебных заданий, а также контролировать уровень стресса студента.
° Студенту может понадобиться определить количество разделов курса, изучаемых в течении семестра, и разумнее начать с количества, меньшего, чем максимальное.
° Учащийся нуждается в помощи с определением новых социальных соглашений и правил поведения на лекциях и консультациях, при работе над заданиями в группе и общении с работниками университета через электронную почту. Назначенный "товарищ" или наставник из числа студентов поможет дружеским советом относительно условий общения и коммуникативных ожиданий.
° Студенту с синдромом Аспергера, возможно, понадобятся более частые встречи с преподавателями, чем обычным студентам, чтобы убедиться, что он "на верном пути" и имеет верное "направление мыслей" для изучаемого курса.
° Познавательные, социальные, моторные и сенсорные особенности студентов с синдромом Аспергера должны учитываться при выполнении учебных заданий и организации экзаменов.
° Существуют практические решения: изложение студентом концепции или решения в печатной, а не в устной форме, использование клавиатуры компьютера во время экзамена, чтобы избежать проблем с почерком, предпочтение индивидуальных, а не групповых заданий.
° В некоторых университетах существуют группы поддержки для студентов с синдромом Аспергера.
° Студенты чаще терпят неудачи или оказываются отчисленными из-за неспособности справиться со стрессом, а не по причине интеллектуальной недостаточности или неспособности справиться со своими обязанностями.

• Карьера:
° В большинстве случаев людям с синдромом Аспергера найти и сохранить работу сложнее, чем обычным людям с такой же квалификацией.
° Более успешное обучение некоторым профессиям и навыкам возможно при использовании традиционной модели "мастер и ученик", а не теоретических аудиторных курсов.
° Человеку с синдромом Аспергера необходимо подготовить CV (биографию), включающую перечень имеющихся достижений, опыта работы, интересов и способностей, может включать фото- или цифровые копии свидетельств о трудовых достижениях и рекомендательных писем с предшествующих мест работы.
° Может понадобиться репетиция собеседования с работодателем и обсуждение с близкими людьми того, стоит ли принимать то или иное предложение работы. Это не тот случай, когда может быть принято любое подобное предложение.
° Лицо с синдромом Аспергера может нуждаться в помощи на начальном этапе и впоследствии: со стороны начальника – в отношении требований к работе, межличностного общения, необходимого для эффективной работы в коллективе, организации труда, особенно в определении рабочих приоритетов и распределении времени.
° Преимущества успешного трудоустройства для человека с синдромом Аспергера – увеличение дохода, повышение самооценки, развитие социальных связей и возможность продемонстрировать свои особенные таланты и способности.

Литература (в порядке упоминания)
Harpur, J., Lawlor, M. and Fitzgerald, M. (2004) Succeeding in College with Asperger Syndrome: A Student Guide. London: Jessica Kingsley Publishers.
Fleisher, M. (2003) Making Sense of the Unfeasible: My Life Journey with Asperger Syndrome London: Jessica Kingsley Publishers.
Palmer, A. (2006) Realizing the College Dream with Autism or Asperger Syndrome: A Parent’s Guide to Student Success London: Jessica Kingsley Publishers.
Myer, R. (2001) Asperger Syndrome Employment Workbook: An Employment Workbook for Adults with Asperger Syndrome. London: Jessica Kingsley Publishers.
Murray, D. (ed) (2006) Coming Out Asperger: Diagnosis, Disclosure and Self-confidence. London: Jessica Kingsley Publishers.
Shore, S. (ed) (2004) Ask and Tell: Self-Advocacy and Disclosure for People on the Autism Spectrum Kansas: Autism Asperger Publishing Company.
Fast, Y. (2004) Employment for Individuals with Asperger Syndrome or Non-Verbal Learning Disability: Stories and Strategies. London: Jessica Kingsley Publishers.
Grandin, T. and Duffy, K. (2004) Developing Talents: Careers for Individuals with Asperger Syndrome and High-Functioning Autism Kansas: Autism Asperger Publishing Company.
Hawkins, G. (2004) How to Find Work That Works for People with Asperger Syndrome London: Jessica Kingsley Publishers.
National Autistic Society (2005) Employing People with Asperger Syndrome: A Practical Guide London: The National Autistic Society.
Howlin, P., Alcock, J. and Burkin, C. (2005) ‘An eight year follow-up of a specialist supported employment service for high ability adults with autism or Asperger syndrome.’ Autism 9, 533–549.
Johnson, M. (2005) Managing with Asperger Syndrome. London: Jessica Kingsley Publishers.

Представленный выше материал — перевод главы 12 из книги Тони Эттвуда "Полное руководство по синдрому Аспергера" (Tony Attwood "The Complete Guide to Asperger's Syndrome").
Перевод выполнен и опубликован с разрешения автора.

Комментарии

Спасибо за замечательную статью! Очень полезно.

Subscribe to Comments for "Тони Эттвуд: "Жизнь после школы: колледж и работа""