You are here

Мэтью Хатсон: "Ведёт ли аутизм к атеизму?"

Вера в Бога зависит от модели психического

В большинстве религий и, вероятно, того, что имеет смысл называть религией, Бог не только безликая сила или создатель. У него есть разум, с которым человек может устанавливать связь. Пусть вы и не можете поболтать с ним на ночь по телефону, но у него есть личностные черты, мысли, настроения и способы коммуницировать с вами. Если вы не представляете, что такое психика или как она функционирует, вы не только не будете понимать людей — вы не будете воспринимать Бога и не будете религиозны.

Во всяком случае, такова теория. Учёные, изучающие религию, сошлись во мнении, что вера в Бога (или богов) опирается на обыденные социальные познавательные способности: наши умения — и склонность — размышлять о чужой психике. Это означает, что если вы аутичны и не способны к "психологизации", вы потенциально будете атеистом. Свежее доказательство этого утверждения даёт новое исследование, опубликованное в настоящее время в научном журнале "PLoS ONE".

Но первым делом об имеющихся данных.

Джесс Беринг в публикации 2002 г. отметил, что в автобиографических записях, сделанных людьми с высокофункциональным аутизмом, Бог предстаёт скорее как принцип нежели как личность. Он обеспечивает порядок, но дела людей его волнуют мало — идея о нём удовлетворяет интеллект, а не эмоции. Темпл Грандин, например, описывает Бога как спутывание миллионов взаимодействующих частиц.

В согласии с такой концепцией божества Саймон Барон-Коэн, британский психолог, предложивший теорию аутизма как "слепоты разума", сказал мне: "Иногда я встречаю людей с аутизмом, которые религиозны, но их мотивация в большей степени регулируется правилами (системой) теологии, чем антропоморфизацией".

Одним из следствий способности к психологизации является способность мыслить телеологически — видеть цели объектов или явлений. (Скалы и грозы лишены целей, а у лопаты или души цель имеется.) Я нашёл одну запись в блоге женщины с синдромом Аспергера, в которой сказано, что будучи ребёнком она "воспринимала мир как случайную, самодостаточную систему. Он не был построен, он вырос. (Когда я была маленькой, я думала, что дома и дороги — это какие-то гигантские растения, которые выросли из земли; если бы мне сказали, что люди сделали их, я была бы ошеломлена.)" Она не ухватывала, что у некоторых вещей имелись причины быть созданными.

Когда люди рассматривают событие как проявление божественного вмешательства или как результат разумного замысла, они тут же позволяют своим телеологическим наклонностям выйти из-под контроля. Они видят цели там, где их нет. Бетани Хейвуд в сотрудничестве с Джессом Берингом нашла в своей диссертации на соискание степени Ph.D., что даже атеисты склонны говорить, будто определённые вещи произошли с ними "не случайно", а чтобы, например, преподать им урок. Однако лица с синдромом Аспергера давали значительно меньше телеологических ответов, чем представители контрольной группы, а некоторые даже выражали недоумение по поводу вопросов о целях. Одна из них, неверно интерпретировав подсказку о "соответствиях, в которых вы видите смысл", написала: "Применительно к практике, я ношу элегантную одежду и привожу в порядок волосы. Люди, соответственно, более дружелюбны по отношению ко мне".

До сих пор наиболее сильная связь между атеизмом и аутизмом была выявлена в статье [pdf-файл], представленной в прошлом году на конференции Кэтрин Колдуэлл-Харрис и сотрудниками Бостонского университета. Обзор респондентов с высокофункциональным аутизмом показал, что они чаще, чем представители контрольной группы, были атеистами и с меньшей вероятностью принадлежали к организованной религии. (Кроме того, они чаще имели религиозные идеи собственной конструкции, возможно, в чём-то схожие с идеей Темпл Грандин.) И у атеистов показатели аутического спектра были выше, чем у христиан и иудеев. Однако исследователи не смогли продемонстрировать, что за эту связь ответственны именно дефициты психологизации.

Это то, что появилось в новой статье. Ара Норензаян и Уилл Жерве из Университета Британской Колумбии, а также Кали Трзесниевски из Университета Калифорнии, расположенного в Дэвисе, докладывают в ней о четырёх исследованиях. В первом из них воспроизводятся выводы бостонских изысканий: в нём приняли участие 12 аутичных и 13 нейротипичных подростков, и нейротипичные в 10 раз1 чаще решительно придерживались веры в Бога.

В трёх других исследованиях были проделаны дальнейшие шаги. В них приняли участие сотни людей разных демографических характеристик из США и Канады и использовались различные способы измерения веры в Бога и способностей к психологизации. Результаты всех трёх подчинялись одной и той же схеме.

Во-первых, люди с более высоким показателем Коэффициента аутического спектра (тест, включающий пункты "Меня завораживают числа" и "Я считаю [сложными] ситуации, связанные с общением") имели более слабую веру в персонализованного Бога. Во-вторых, эту корреляцию опосредовала сниженная способность к психологизации. (Психологизация измерялась с помощью Коэффициента эмпатии — теста, по которому самостоятельно оцениваются способности к распознаванию эмоций других людей и реагированию на них, а также по заданию, в котором нужно опознать выражения на изображениях глаз. Систематизация — интерес к механическим и абстрактным системам и наклонности к ним — с аутизмом коррелировала, однако не оказалась управляющим фактором.) В-третьих, мужчины заметно реже женщин говорили о своей глубокой вере в персонализованного Бога (даже за вычетом влияния аутизма), и эта корреляция также была опосредована пониженной психологизацией.

"Трудно иметь в жизни переживания о Боге, если не думать о нём как о личности, обладающей психологическими состояниями, которой вы можете молиться, которая отвечает на ваши молитвы, которая заботится о вас", — говорил мне Норензаян пару лет назад, когда проводил это исследование.

Он и его сотрудники отмечают, что дефициты психологизации, конечно, не единственная дорога, ведущая к атеизму. Имеет место также влияние культуры и образования — скажем, воздействие скептицизма других людей — и когнитивного стиля — некоторые люди предпочитают, исходя c рациональных позиций, критиковать верования.

 

1 В модели логистической регрессии с предопределяющими веру в Бога диагнозом аутизма и IQ только 11% участников относительно нейротипичной контрольной группы решительно придерживались веры в Бога (зависимости же от IQ не наблюдалось), т.е. разница не в 10, а в 9 раз. — Прим. перев.


Представленный выше материал — перевод текста "Does Autism Lead to Atheism?", 30 мая 2012 г.

Subscribe to Comments for "Мэтью Хатсон: "Ведёт ли аутизм к атеизму?""